Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии для дошкольников
  5. Магазин Добика и Топика. Учим твердые и мягкие звуки

Магазин Добика и Топика. Учим твердые и мягкие звуки

Задачи:

  • формировать представление о действии сложении;
  • закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках;
  • дать понятие о звонких и глухих согласных;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать логическое мышление, познавательные процессы, глазомер, мышцы мелкой моторики пальцев;
  • воспитывать навыки культурного поведения в магазине.

Оборудование:

  • игрушки;
  • две собачки,
  • теленок с синей ленточкой и теленок с зеленой ленточкой,
  • белочка,
  • барсук;
  • иллюстрации к от­гадкам;
  • колокольчики;
  • знак сложения «+».

Школьные принадлежности:

  • цветные карандаши,
  • пластилин.

Пятое занятие из цикла "Страна знаний"

Ход занятия

Организационный момент (1 мин)

Вступительная беседа (8—9 мин)

— Мы путешествовали с вами на ковре-самолете в Загадоч­ные страны, на паровозике из Ромашково, на лесную полянку.
См. занятия → На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки
По загадочным странам на ковре-самолете
На паровозике из Ромашкова за цифрами и звуками
Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня? (Дети высказы­вают предположения.)
Педагог дает подсказку:
— Это необычный дом. В него заходят многие люди, а выхо­дят они из него не с пустыми руками, а с покупками. (Дети догадываются, что это магазин.)

— Я хочу познакомить вас со щенками Добиком и Топиком, (Демонстрируются мягкие игрушки.)
Они очень любят ходить в магазин. Послушайте историю, которая с ними произошла, и скажите, что они сделали не так.

Эта история произошла в марте, а именно — в день их рождения. Поздравляя своих сыновей, мама сказала:
— Вы уже большие: вам исполнилось 6 лет, и вы можете сами ходить в магазин.
Щенки обрадовались, завиляли хвостиками и поцеловали маму. Она дала им сумку и сказала;
— Купите в магазине сыру, молока, колбасы, торт и мороженое.

Добик и Топик с превеликим удовольствием отправились в магазин, ведь они об этом давно мечтали.

Братья сразу же направились в отдел «Мороженое».
Они взяли несколько порций и одну из них тут же стали разворачи­вать. Вдруг они вспомнили, что мама попросила их купить еще и другие продукты. Добик и Топик пошли к людям, которые стояли друг за другом, чтобы купить необходимые продукты. Они не стали последними в очередь (потому что очень торопи­лись), а пошли с мороженым вперед. При этом Добик очень громко разговаривал, а Топик чуть не отдавил всем ноги. Они вымазали кого-то мороженым, потому что оно начало таять. Все покупатели стали их бранить и гнать. И неизвестно, что произошло бы с Добиком и Топиком, если бы вовремя не подо­спела мама.

Педагог предлагает детям обсудить ошибки щенят и рас­сказать им, как нужно себя вести в магазине:

В магазине будьте очень вежливы, тактичны и внима­тельны к продавцам и покупателям, даже если у вас плохое настроение.
Нельзя в очереди есть мороженое, громко разговаривать.
Будьте внимательны: может быть рядом есть люди (на­пример, пожилые или с маленькими детьми), которых надо про­пустить вперед.
Не забывайте благодарить за обслуживание.

— Добик и Топик поняли свои ошибки и обещают испра­виться. Возьмем их с собой? (Да.)
Тогда мы с вами сядем на велосипеды и отправимся в путь.

Физкультминутка «На велосипедах» (1—2 мин)

Дети переворачивают свои стулья и «превращают» их в ве­лосипеды.

Мы ехали, ехали,
К речке подъехали,
Мост переехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К яме подъехали
Яму объехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К горке подъехали,
Съехали, съехали
Дальше поехали.
Ехали мы, ехали,
И к магазину приехали

Магазин «Техника» (7—8 мин)

— Вот мы и подъехали к магазину, а как он называется, вы догадайтесь сами.

Педагог читает загадки:

Он охотно пыль вдыхает.
Не болеет, но чихает.
(Пылесос.)

На нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник.)

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор.)

— Как одним словом можно назвать эти вещи? (Техника.)
Мы попали в магазин «Техника». В нем работает теле­нок Тим и его брат Том (игрушки телята: один с синей ленточ­кой, а другой — с зеленой).
Каким звуком отличаются их имена? (Дети несколько раз произносят их имена и делают вывод: в имени Том — звук [т] (твердый), а в имени Тим — звук [т’] (мягкий).
Кто из них Том, а кто Тим? (С зеленой (мягкий звук) ленточкой — Тим, а с синей (твердый звук) — Том.)

Том и Тим расскажут вам историю, которая с ними про­изошла, а вы постарайтесь запомнить слова, которые начина­ются со звуков [т] или [т’]:
«Наш папа (дети говорят, как пра­вильно называется папа телят) Бык купил нам телевизор. Мы целый день смотрели его.
Сначала мы смотрели, как правильно варить тыкву, потом — как полезно есть творог и как вредно есть тараканов. Затем тети показывали, как замешивать тесто для торта. Потом дяди при­глашали работать водителями трамвая и троллейбуса.
Потом показывали, как трактор тащил толстые трубы. По­том у нас так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. И весь следующий день нам пришлось лежать на тахте с термометром. После этого случая мы никогда не смотрим телеви­зор так долго и вам не советуем».
— Какие слова со звуками [т] и [т’] вы запомнили? (Дети перечисляют.)
— Можно ли так долго смотреть телевизор? К чему это приведет?

Том и Тим предлагают вам поиграть с ними в игру.

Подвижная игра (5 мин)

Дети делятся на две команды — команду Тома и команду Тима.

— Если вы услышите в начале слова звук [т], то прыгает команда Тома, а если [т’] — команда Тима.
(Педагог называет слова из текста, последнее слово произносит со звуком [т].)

— Посмотрите, Топик также прыгает вместе с вами, поче­му? (В его имени есть твердый звук [т].) А Добик совсем за­грустил. Как вы думаете, почему? (В его имени нет звуков [т] и [т’].) Том и Тим решили подарить Добику колокольчик, чтобы он не грустил. Ему так понравился колокольчик, что он сразу стал звонить в него. (Педагог звонит в колокольчики звонко и приглушенно.)

— Одинаково ли они звонят? Детям предлагается еще раз послушать звон колокольчиков и определить, как они звонят? (Первый звонит громко и звонко, второй — тихо и глухо.)

Вывод: звуки бывают звонкие и глухие.

— Какой первый звук в имени Добика? ([д])

Детям предлагается произнести звук [д] и определить, ка­кой это звук — звонкий или глухой.

Добик хочет поиграть с вами в игру.
Если вы услышите в начале слова звук [д] или [д’] то будете прыгать вместе с Добиком, а если нет — стоять; дом. дятел, торт, дерево, тарелка, задача, Дима, танк.

Примерные физкультминутки

Декламируется стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются, «кладут грибы» в корзину.

Добик шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз — грибок, два — грибок,
Положил их в кузовок.
Топик шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз — грибок, два — грибок,
Положил их в кузовок.

«На велосипедах» (см. физкультминутку выше↑)

Лепка (5 мин)

— Вы еще не забыли, что наши щенки в магазине? Им нужно купить батарейки для игры. Поможем?
— Куда кладут люди покупки, вы догадаетесь, когда закон­чите стихотворение:

Ты не прячь скорее в сумки
Долгожданные покупки.
Есть для них ведь в магазине
Специальные... (корзины).

— Сейчас мы слепим две маленькие корзины и одну большую.
— Вот и готовы маленькие корзиночки для щенят и одна боль­шая для кассы. Топик купил две красные батарейки, а Добик — одну зеленую. (Дети лепят батарейки и кладут в корзиночки.)
— Куда нужно пройти после того, как выбран товар? (В кас­су.)
Топик и Добик идут в кассу (дети имитируют движение) и складывают товар в большую корзину.
Топик кладет две батарейки, а Добик — одну.
— Действие, которое выполнили щенки, в математике назы­вается сложением и обозначается знаком «плюс» (демонстриру­ется символ).
Каким словом можно заменить слово «сложили»? (Положили вместе, объединили, соединили.)
— Посмотрите, что лежит в большой корзине. Что получи­лось в результате сложения? (2 красные батарейки и 1 зеле­ная — всего 3.)
Результат сложения обозначается знаком «рав­но» (демонстрируется символ).

Детям предлагается поблагодарить Тома и Тима за обслу­живание н отправиться дальше.

Физкультминутка «На велосипедах» (см. выше↑)

Магазин «Булочная» (10 мин)

— А теперь мы подъехали к другому магазину. Как он на­зывается, вы догадайтесь сами. (Педагог читает загадки.)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем.
(Бублик.)

Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)

— Как по-другому можно назвать эти слова? (Мучные из­делия.)
Как называется магазин, в котором продают мучные из­делия? (Булочная, кулинария.)

Мы пришли в магазин «Булочная». В нем работают про­давцы Белочка и Барсук. Они сейчас очень заняты, к ним при­везли мучные изделия. Им необходимо на первый прилавок выложить мучные изделия со звуком [б], а на второй — со звуком [б’]. Как вы думаете, кто работает за первым прилав­ком, а кто — за вторым, почему? (За первым прилавком рабо­тает Барсук: его имя начинается с твердого звука [б], а за вто­рым — Белочка: ее имя начинается с мягкого звука [б’].) Давайте поможем Барсуку и Белочке справиться с этим заданием.

Педагог раскладывает карточки с изображением мучных изделий на первый и второй прилавок, специально допуская ошибки. Называет слова: бублик, баранка, бисквит, батон, хлебец, булка, безе. Если карточку положили правильно, то дети хлопают в ладоши, а если нет — качают головой и ис­правляют ошибку.

— Посмотрите, наш Добик прыгает от радости: «Я тоже могу стоять с Белочкой за прилавком и продавать мучные изделия»,
— Ребята, как вы думаете, почему? (У Добика тоже есть звук [б’], как у Белочки,) А вот Топик грустит. Как вы думаете, почему?
— В его имени нет звука [б’], но есть звук [п’]. (Детям пред­лагается произнести звуки [б’], [п’].)

Вывод: звук [б’] произносится звонко (он звонкий), а звук [п’] — глухо (он глухой).

Чтобы Топик не грустил, давайте назовем ему мучные изде­лия, которые он может продавать (слова со звуком [п’]: пирог, пирожок, пирожное и др.)

Наши щенята очень проголодались и хотят сделать еще одну покупку. Топик хочет купить 2 пирожка, а Добик — 2 бискви­та. (Педагог предлагает детям слепить из пластилина покупки щенят.) Топик и Добик идут в кассу и складывают товар в боль­шую корзину. Топик кладет 2 пирожка, а Добик — 2 бисквита.
— Посмотрите, что лежит в большой корзине? Что получи­лось в результате сложения? (2 пирожка и 2 бисквита — всего 4.)

Детям предлагается поблагодарить Белочку н Барсука и от­правиться дальше.

Физкультминутка «На велосипедах» (см. выше↑)

Заканчивается словами:
Ехали мы, ехали и к дому мы приехали.

Закрепление (8—10 мин)

— Щенкам очень понравилось ходить по магазинам, и. придя домой, они решили сделать свой «магазин». Добик н Топик по­строили полочки, сделали корзины, достали все игрушки и... со­всем запутались. Помогите им разложить игрушки по полочкам.

Практическая работа

Задание 1.
Дети классифицируют предметы, выделяя изучен­ные звуки (рис).

Магазин Добика и Топика. Учим твердые и мягкие звуки

Задание 2.
Детям предлагается поиграть со щенятами в по­купки (рис).

Магазин Добика и Топика. Учим твердые и мягкие звуки и учимся считать

Например, Добик купил 3 яблока (дети рисуют в первой корзине), а Топик — 2 персика (рисуют во второй корзине), вместе они купили 5 фруктов (в третьей корзине) — 3+2=5.

Подведение итогов, рефлексия (2 мин)

Пришло время прощаться со щенками Добиком и Топиком. Педагог предлагает детям поблагодарить их за интересное пу­тешествие по магазинам.

— Что вам понравилось?
— Какие игры вам были интересны?
— Какие трудности вы испытывали?
— Что нового вы узнали?
— Какие бывают звуки?
— Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши.

  • страна знаний