Занятие-игра для детей 3-5 лет. На дворе метет, у печки - жарко
Цели: приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.
Материал и оборудование: декорация русской избы (половички, веник, печка, чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки);
народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята).
Ход занятия
Комната убрана в русском стиле: полотняные половички, имитация русской печки, на печке чугун, у печки - веник, ухват; накрытый стол, на столе самовар, чашки.
Воспитатель играет роль хозяйки Ульяны. Она встречает ребят, приглашает в горницу. Дети проходят и садятся на лавочки. В горнице - дети старшей группы в народных костюмах.
Инсценировка «Во светлице»
У л ь я н а .
У нас светлая изба, горенка нова,
Проходите, проходите, о порожек не споткнитесь.
Уж в нашем во дому домовничать есть кому:
Две тетки на лавках лежат, две девки у печки сидят,
Да я сама, Ульяна, и ловка, и румяна.
Р е б е н о к 1.
Наша печка-матушка ровно тепла.
Р е б е н о к 2.
Обогрела весь дом.
Р е б е н о к 3.
Напекла, наварила да нажарила.
Р е б е н о к 4.
Вот пирожки с творогом.
Р е б е н о к 5.
Вот чай с молоком.
В с е .
Затеваем перепляс - для вас!
Звучит русская народная мелодия «Утушка луговая». Дети идут в хороводе. Дети старшей группы разыгрывают подготовленные сценки вместе с детьми младшей группы. Тексты сценок - русские народные потешки.
Сценки
1. «Свинка Ненила»
Роли и исполнители: Ненила - ребенок старшей группы; ее сынок - ребенок младшей группы.
Н е н и л а .
Свинка Ненила сыночка хвалила:
(Ненила показывает на сынка.)
То-то хорошенький,
То-то пригоженький -
Ходит бочком,
(Сынок ходит неуклюже.)
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
(Подставляет палец к носу - «пятачок».)
2. «Две вороны»
Роли и исполнители: чтец - ребенок старшей группы; две вороны - дети младшей группы.
Примечание. Дети младшей группы, исполняющие роли ворон, сидят верхом на лавочке, как на крыше, отвернувшись друг от друга.
Ч т е ц .
На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят, обе врозь глядят:
Из-за дохлого жука перессорились!
Хозяйка Ульяна показывает детям, какие она подарки на ярмарке купила.
У л ь я н а.
Я купила на ярмарке разные товары, а какие, узнайте. Я загадаю вам загадки. Кто загадку отгадает - тот подарок и получает.
Загадки
Мягкие комочки, пушистые ребята,
Выбегают на дорожку желтые... (цыплята).
Цок-цок, кто бежит по дороге гладкой?
Это быстроногая цокает... (лошадка).
Ну а это кто, узнай-ка,
В барабан играет... (зайка).
Хозяйка Ульяна дарит игрушки отгадавшим загадки детям. Ульяна приглашает детей к столу на чай. После этого хозяйка и гости прощаются.
Инсценировка «Гости прощаются»
У л ь я н а .
Мы пели и плясали, веселиться не устали.
Только времечко прошло, стало в горнице темно.
Приходите, гости, послезавтра в гости.
Напечем ватрушек, масляных блинов,
Приходите к нам отведать вкусных пирогов.
А пока мы прощаемся, на пороге расстанемся.
Будьте здоровы.
(Ульяна уходит в дом.)
Воспитатель заканчивает занятие, подводя итог: где дети были, что видели, что делали.