Игра-занятие для детей 5-6 лет. Во дворе
Цели: учить детей сочувствовать животным; учить придумывать истории; развивать эмоциональную сторону речи; побуждать к двигательной импровизации; развивать артистические качества; учить строить сюжетную линию на основе наводящих вопросов; учить разыгрывать сюжет в настольном театре мягкой игрушки.
Материал и оборудование: подручный материал для будки щенка; большая мягкая игрушка щенок; миска с едой для щенка; мягкие игрушки для настольного театра (собачка, обезьянка, лошадка, тигр); плащ для дрессировщика, кнут; шапочки для игры в цирк (медведь, собачка, лошадка).
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей во двор погулять. На улице тепло, пока светит солнышко, зато ночью не жарко. Воспитатель сообщает детям о том, что во дворе живет щенок. Он совсем маленький, и ему некому помочь. Воспитатель подводит детей к игрушке щенку и спрашивает у них, что делать. Дети предлагают помощь. Вместе с воспитателем дети из подручных средств устраивают щенку будку, дают щенку еду в миске. Потом воспитатель предлагает детям поиграть со щенком. Воспитатель говорит, что маленьких щенков можно уже многому учить: брать след, бегать за движущимся предметом, носить предметы в зубах. Можно дрессировать собак, чтобы они могли выступать в цирке. Можно устроить веселый цирк.
Пока наш щенок еще совсем маленький, он должен много спать.
Поэтому, пока он спит, мы можем сами поиграть в дрессированных собачек.
Этюд-игра «Дрессированные звери»
Роли и исполнители: собачка Марта, медведь Гоша, лошадка Рура, дрессировщик (воспитатель).
Примечание. Игра проводится с желающими детьми, которые выступают сначала в роли дрессируемых животных, а потом могут попробовать себя в роли дрессировщика, то есть они должны уметь придумать номер с животным, выходить в качестве ведущего на выступлении. Дрессировщик надевает плащ, берет в руки небольшой кнутик. Дети, играющие роль животных-артистов, надевают шапочки для подвижной игры.
Дрессировщик (воспитатель).
Внимание! Почтенная публика!
К нам приехал веселый цирк! В гостях у вас четвероногие артисты - собачки. Первым номером выступает дрессированная собачка Марта. Алле, ап! Марта, ко мне! (Выбегает ребенок, изображающий собачку.) Марта, стоять! (Собачка поджимает лапки (ручки) и вытягивается на цыпочках.) Марта, голос! (Собачка лает тоненьким голосом) Марта, танцуй! (Под веселую музыку собачка танцует.) Зрители, аплодируйте Марте! (Собачка кланяется и убегает.)
Следующим номером выступает дрессированный медведь Гоша.
Он умеет реветь, плясать кадриль, просить денег у публики, ходить по канату. Гоша, ко мне! (Выбегает медведь.) Гоша, покажи, как ты умеешь просить денег (Медведь машет лапой.) Молодец, Гоша. А теперь, Гоша, спой нам песню. (Гоша ревет.) Хорошая у тебя песня. А сейчас, Гоша, пройдись по канату. (Гоша идет по протянутому по полу канату.) Молодец! Давай, Гоша, пляши, а вы, зрители, хлопайте, ладоши не жалейте. (Гоша танцует с платочком.) Внимание! Сейчас выступает лошадка Рура. Рура, ко мне! (Выбегает лошадка.) Рура, бегом, марш! (Лошадка бежит по кругу мелкой рысью, поджав передние ножки (ручки).) Молодец! А теперь,
Рура, попрыгай, поскачи! (Лошадка скачет галопом.) Молодец!
Зрители, похлопайте Руре. Выступление дрессированных зверей закончено. Наш цирк уезжает на гастроли в Москву.
Игры-истории про цирк
После игры в цирк воспитатель предлагает детям придумать историю про дрессированных животных. Для того чтобы настроить детей на игру в истории, воспитатель задает вопросы про того животного, про которого ребенок хочет рассказать историю. Предлагаем пример такой беседы с детьми.
1. Как звали твоего слона?
2. Какой он был по характеру?
3. Что он умел делать в цирке?
4. Как к нему относился дрессировщик?
5. Как относились к нему зрители?
6. Как проходили его выступления на арене цирка?
После выяснения необходимых обстоятельств воспитатель предлагает ребенку самому рассказать о своем любимом артисте, при этом помогает в случае «застревания» сюжета. Так появляются на свет детские истории про цирк и его обитателей.
Настольный театр-импровизация «Звери и укротители» (театр мягкой игрушки)
Методика проведения. Воспитатель обращает внимание детей на то, что их щенок, которому они построили будку, уже проснулся.
С ним можно поиграть. Воспитатель предлагает детям разыграть свои придуманные истории в настольном театре мягкой игрушки.
Дети выбирают себе игрушки для показа спектакля про цирк. Дети играют роль дрессировщиков, а также действуют за игрушку (дрессированных животных).
Предлагаем образцы стихотворных текстов для детей, которые затрудняются сочинить свои истории сами.
Дрессировщик собачки.
Я скажу своей собачке:
Ты реши-ка мне задачку.
Сколько будет один плюс два?
А она кивнет едва:
Тяв-тяв-тяв!
Она пролает,
Себя погладить разрешает.
Дрессировщик обезьянки.
У дрессировщика Татьянки
Есть смешные обезьянки.
То залезут на канат,
То смешат, дразнят ребят,
То играют на трубе,
То летят на помеле.
Дрессировщик тигра.
Полосатый страшный зверь,
Ты не съешь меня теперь?
Тигр рот свой открывает,
Но не ест, а лишь зевает.
Прыгнул тигр на пьедестал,
Раз двенадцать -
Все, устал!
Дрессировщик лошадки.
Ты скачи, моя лошадка,
Покажи, как ты красива,
У тебя, моя лошадка,
На ветру трепещет грива.
Скок-поскок - и ты гарцуешь,
Вальс звучит - и ты танцуешь.
Занятие заканчивается знакомой хороводной песней.