Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сколько музыкантов, столько и талантов
Цели: пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; формировать эмоциональную отзывчивость на ролевую игру; развивать интонационную сторону речи; учить воплощать роли с воображаемыми предметами.
Материал и оборудование: неозвученные (фанерные, пластмассовые) инструменты (скрипка, труба, барабан, труба, балалайка, баян); шапочки зверей-музыкантов (барсук, волк, медведь, белка, суслик, заяц); музыкальные инструменты (рожок, сопелка).
Ход занятия
Воспитатель приносит неозвученные музыкальные инструменты: скрипку, трубу, балалайку, баян, барабан.
Примечание. В свое время на музыкальных занятиях дети уже познакомились с этими инструментами. Они слушали музыку в их исполнении, различали тембры этих инструментов.
Игра «Солисты»
Методика проведения. Воспитатель приглашает всех на весеннюю лужайку и предлагает поиграть в оркестр. Воспитатель включает музыкальную запись, дети берут инструменты и начинают изображать музыкантов.
Примечание. Воспитатель может включать музыку для каждого инструмента по очереди. Тогда ребенок-солист выступает в качестве исполнителя, а другие дети - в роли слушателей. При этом следует включать музыку в записи того инструмента, на котором «играет» ребенок. Так, если ребенок изображает игру на скрипке, то и в музыкальной записи должна звучать скрипка. Это поможет обострить слуховое внимание как играющих, так и воспринимающих музыку детей. Задача состоит в том, чтобы дети, слушая звучащую музыку, настраивались на ее характер и выражали его эмоционально в воображаемой игре на инструменте через мимику и движения.
Приводим примеры текстов, способствующих настрою на игру (соло или группой) на неозвученных музыкальных инструментах.
Игра на скрипке
Если скрипку взять тихонько
Да смычком пройтись легонько,
То она вдруг оживет
И заплачет, запоет.
Игра на трубе
Загудел, в поход позвал
Нас трубы сигнал:
Туру-туру, та-ра-ра.
Дует медная труба,
Загудела, позвала
Нас труба далеко,
Мы идем все леском,
Обходя болота.
Игра на барабане
Бум-бум-бум, трам-там-там!
Это кто играет там?
Это громкий барабан
Палочкой ударил,
Только слышно:
Раз-два! Вместе, в ногу,
Три-четыре!
Маршем, шаг - шире!
Игра на балалайке
Балалаечка по струнам:
Трени-брени-брень!
Мы играем - не скучаем -
Вместе целый день.
Звуки звонко раздаются,
Три струны звенят.
Поднимают настроенье
Быстро у ребят.
Игра на баяне
Песню тихую, родную
Заиграл баян.
Про страну мою большую,
Про любимый край.
Ты, баян, играй сильнее,
Песенка рекой,
С нами вместе, веселее
Ты ее пропой.
Воспитатель хвалит детей-музыкантов и говорит о том, что к ним в гости пришел звериный оркестр. Воспитатель надевает на детей-артистов шапочки зверей и приглашает послушать оркестр.
Дети-артисты сначала выступают в роли зверей, потом играют вместе в оркестре под русскую народную мелодию «Травушка- муравушка».
Игра-драматизация «Звериный оркестр»
Барсук-дирижер.
Собирались музыканты
На зеленый на лужок.
Приносили музыканты -
Кто сопелку, кто рожок.
Сколько музыкантов -
Столько и талантов!
Волк на рожке.
Разгоняя облака,
Вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок:
«В небе солнце я зажег!»
Суслик на сопелке.
Суслик на пригорке
Заплясал у норки,
Песню солнышку запел,
На сопелке засвистел.
Медвежонок на гармони.
Я играю на гармошке,
Хоть гармонь моя с ладонь.
Если вырасту немножко -
Подрастет моя гармонь.
После оркестра воспитатель предлагает зверям-музыкантам поиграть в общую игру. Дети становятся в хоровод.
Хороводная игра «Лесные музыканты»
Все.
Заиграли музыканты
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Утром на лужайке,
Вышел в серединку
(Зайка выходит в круг.)
Длинноухий зайка.
Поиграй-ка, зайка,
Ты на балалайке.
Заяц.
Трень-брень, балалаечка,
(Зайка поет и играет на балалайке.)
Вот и песенка кончается.
(Дети хлопают в ладоши.)
Все.
А потом пришел медведь,
(Дети идут по кругу.)
Начал песни громко петь,
(В круг выходит медведь.)
На трубе дудеть,
Песни громко петь.
Медведь.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
(Медведь поет и играет на трубе.)
Эти песни я люблю.
(Дети хлопают в ладоши.)
Все.
А потом на цыпочках
(Дети идут по кругу.)
Белочка со скрипочкой,
(Белка выходит в круг.)
Запиликала смычком,
Похвалялась каблучком.
Белочка.
Тили-тили, тири-ри,
(Белка поет и играет на скрипке.)
Я играю, посмотри!
В конце занятия воспитатель просит детей в свободное время нарисовать зверей-музыкантов.