Игры для детей старшей группы детского сада
Дети требуют от взрослых доброжелательной и тактичной поддержки, стремятся к самостоятельности и независимости.
Дети этого возраста контактны как со сверстниками, так и со взрослыми, стараются проявить себя и получить высокую оценку старших.
Дети очень любят веселые, подвижные командные игры, для них можно подобрать самые каверзные вопросы. Для них будут уместны и настольные игры, и веселые конкурсы, и, конечно, мини-дискотека, как у взрослых.
«Худая компания».
Нужно забраться в обруч. Победит та компания, у которой войдет в обруч больше человек.
«Круг, квадрат, треугольник».
Участвуют две команды по 12 человек. Команды танцуют произвольно. По сигналу в танце игроки должны быстро перестроиться в круг, затем — в квадрат и треугольник.
«Танцевальный марафон».
Звучат подряд быстрые музыкальные произведения (лучше всего взять подборку рок-н-ролла). Участники игры должны танцевать без остановок. Побеждает самый выносливый.
«Игра с завязанными глазами».
Участвуют 10 человек: 5 мальчиков и 5 девушек. Остальные делают огромный круг, взявшись за руки. Игрокам выдаются повязки на глаза. Они их надевают так, чтобы ничего не было видно. Сначала все хаотично двигаются внутри круга, стараясь не толкать друг друга. Потом по команде игроки мужского пола пытаются образовать свой кружочек, а женский пол — свой. Тут необходима интуиция, потому как разговаривать нельзя. Разрешается прикасаться друг к другу и на ощупь определять друг друга.
«Тайны круга».
Игроки должны превратить заранее нарисованный ведущим простой кружок в рисунок. Побеждает игрок с самым интересным рисунком.
«Смени руку».
Игрокам предлагается попробовать нарисовать или раскрасить что-то левой рукой, а кто левша — правой.
«Капризное яблоко».
Количество участников — 4 человека. Один игрок держит на весу яблоко, которое привязано к короткой ленточке, а второй — пытается это яблоко съесть без помощи рук (руки игроки должны держать за спиной).
«Апельсиновый бум».
В команде 12 человек, которые становятся в ряд. Первый игрок держит апельсин, зажав его подбородком. По команде игроки без помощи рук передают апельсин друг другу. Победит та команда, которая не уронит апельсин.
«Странные танцы».
Два человека держат толстый шнур длиной 1,5 м на высоте в рост человека. Желающие играть по очереди проходят под шнуром, выполняя танцевальные движения. Постепенно шнур опускается. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один самый гибкий игрок.
«Назови четвертое».
Называют три слова, а четвертое называют участники игры. Эту игру можно провести между игроками, сидящими за столиками. Побеждает та команда, которая больше всех назовет слов. Например:
1. Днепр, Дон, Волга... (Енисей).
2. Слива, груша, яблоко... (апельсин).
3. «Опель», «Мерседес», «Москвич»... («Форд»).
4. Маша, Оля, Люба... (Наташа).
5. «Спартак», «Локомотив», «Зенит»... («Динамо»).
6. Тополь, сосна, клен... (береза).
7. «Золотая рыбка», «Три поросенка», «Царевна-лягушка»... («Снежная королева»)
8. Кресло, кровать, стол... (стул).
9. Гимнастика, волейбол, теннис... (футбол).
10. Карандаш, ручка, тетрадь... (линейка).
11. Крем, духи, пудра... (помада).
12. Шоколад, мармелад, конфеты... (печенье).
13. Гол, пенальти, офсайд... (угловой).
«Собери листья».
Игра может повторяться необходимое количество раз, потому как рассчитана только на двоих человек. Каждому игроку дают по корзинке. На пол высыпают листочки, сделанные из поролона. Завязывают игрокам глаза, те по команде начинают собирать листочки. Победит тот, кто больше соберет листочков.
«Разудалые валенки».
Играют две команды, количество игроков неограничено. Реквизит — 2 пары валенок большого размера. Игроки выстраиваются друг за другом. По команде первый игрок надевает валенки и быстро обегает вокруг стула, возвращаясь к команде. Сняв валенки, передает их следующему и так далее, пока все игроки не пройдут дистанцию. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Мешки-прыгуны».
Реквизит — два мешка. Две команды становятся напротив стула, поставленного перед каждой командой на определенном расстоянии. Первый игрок команды надевает мешок на ноги и, взявшись за его края руками с двух сторон, прыгает вокруг стула и возвращается к команде. Затем он снимает мешок и передает следующему игроку. Побеждает та команда, последний игрок которой прискакал к команде первым.
«Забей гол».
Реквизит — мяч, сделанный из кусков ненужной ткани. Двумя стульями обозначают ворота. Ведущий — вратарь. Игроки по очереди пытаются забить гол. Кто попал в ворота, тот переходит во второй тур. Во втором туре дается две попытки для попадания. В третий тур выходят игроки, забившие по 3 мяча. И так до тех пор, пока не останется один игрок, победитель. Важно не затянуть игру — если гостей очень много, ограничьте количество игроков.
«Кошелек».
Для этой игры необходим реквизит. Берем 4 куска яркой ткани длиной 40 см, шириной 20 см, шьем из них 4 мешочка. Нужно положить внутрь немного поролона, чтобы создать объем. Возьмем красивый шнур длиной 1 м. Одним концом шнура завязываем один мешочек, другим — другой мешочек. По 2 стула спинками друг к другу ставим в ряд на таком расстоянии, чтобы можно было вокруг стульев ходить. Кладем мешочки под стулья так, чтобы они оказались впереди каждого стула.
Игра проводится под музыку. В игре участвуют 2 пары — 4 человека. Звучит музыка, каждая пара бегает друг за другом вокруг своих двух стульев. Как только музыка останавливается, каждый из игроков должен сесть на стул и схватить мешок под стулом. Кто первый схватил мешочек, тот и победил. Выигравшие участники первого тура проходят во второй, поделившись попарно. Играют до тех пор, пока не останется один победитель. От количества играющих зависит количество туров.
«Маленькая пакость».
Для игры необходим следующий реквизит: 2 бейсболки, 2 огромные кнопки, вырезанные из картона и обклеенные фольгой.
Играют две команды. На расстоянии от игроков стоят стулья, на которых лежат бейсболки. Возле каждого стула стоит ребенок, который будет озвучивать потерпевшего (его роль будет играть бейсболка). Первый участник команды с кнопкой в руках бежит к стулу, кладет под бейсболку кнопку. В это время озвучивающий ребенок громко кричит: «Ой!». Игрок обегает стул и озвучивающего участника и, забрав кнопку, возвращается к команде. Передает кнопку следующему. И так каждый участник по-шапоклячьи делает маленькую пакость. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.
«Рыбалка-шутка».
Реквизит — большая картонная коробка с вырезанным круглым отверстием с достаточно широким диаметром. В коробку складывают предметы, к которым привязаны яркие, разноцветные ленточки. Предметы могут быть самые разные: маленький сувенир, игрушка, угощенье, небьющиеся украшения.
Чтобы было веселее, можно привязать папину шляпу или галстук, бабушкин фартук или чей-то ботинок. Каждый «рыбак», участник игры, подходит к «проруби». Берет ленточку, которая ему понравилась, и вытаскивает «рыбку». Вытащив какой-либо предмет, комментирует, для чего еще может сгодиться этот предмет, кроме его прямого предназначения. Желательно, чтобы комментарии были с юмором.
«Долепи».
Рисунки с изображенными на них индюком, петухом, козлом, рыбой закрепляют так, чтобы всем было видно. На рисунках отсутствует «акая-то деталь. Участвуют столько человек, сколько заготовлено рисунков. Задача игроков — установить недостающие детали и долепить их из пластилина. У кого будет самая яркая и интересная долепка, тот и победил.
«Остался с носом?»
Разбившись на пары, участники игры становятся друг против друга. Двумя руками делают себе нос: большими пальцами своих левых рук они касаются своих носов. Затем, растопырив пальцы, они мизинцами своих левых рук зацепляют большие пальцы своих правых рук, стараясь при этом не отделять большой палец от собственного носа. Мизинцами игроки двух команд соединяются и по команде начинают перетягивать друг друга. Перетянутый игрок таким образом «остается с носом».
«Кто больше заметит?»
Предлагается всем присутствующим назвать все предметы, находящиеся в зале и начинающиеся на одну какую-нибудь букву. Например: буква Р — рука, ремень, рубашка... После каждого ответа считаем до трех. Если после этого никто не назовет нового слова, очки и приз получает тот, кто назвал слово последним. Затем переходим к другим буквам. Игра проводится в быстром темпе, чтобы не было времени на обдумывание, иначе будет неинтересно.
«Шуточная аналогия».
Ведущий дает пример шутки-поговорки: «Срубил елку — посади новую». По аналогии участники должны придумать свои поговорки: «Выпил пепси — сдай бутылки», «Съел сосиску — вырасти поросенка».
«За спиной — сувенир».
Все становятся в круг, ведущий игрок — в центре. Игроки за спиной передают сувенир из рук в руки. Ведущий говорит: «Стоп!», игрок, на котором остановились, показывает руки. Если сувенир у игрока, ведущий забирает его себе, а игрок становится в круг.
Мозаика.
Если гости готовы к более сложным забавам, предложите им игру «Осенний пейзаж». Командам или отдельным игрокам выдаются репродукции с осенним пейзажем, разрезанные на несколько частей. По сигналу каждый должен как можно быстрее и правильнее составить репродукцию, чтобы заполучить победное очко.
«Подарки».
Дети делятся на группы, в зависимости от того, какой подготовили подарок. Поочередно каждая группа «уходит в магазин покупать подарки»: дети идут в угол комнаты и договариваются, какими имитационными движениями можно описать их подарок. После этого дети подходят к виновнику торжества и говорят: «Мы подарок приготовили, угадай, какой?» Дети показывают движения, а ребенок отгадывает. Ему вручают подарок.
Игру проводят несколько раз с разными группами детей. В последний раз в игру включаются учитель или родители и вручают ребенку подарок.
В заключение праздника воспитатели или родители приглашают всех присутствующих к праздничному столу.
«Говори наоборот».
Реквизит — небольшой шарик (поролоновый шар, обтянутый цветным трикотажем). Участники игры, количество определите сами, становятся в большой круг. Ведущий — в центре круга. Называя слово, бросает мяч игроку, игрок быстро придумывает слово, противоположное по смыслу, и возвращает мяч. Слова могут быть такими: шуба — купальник, валенки — босоножки, холод — жара, лето — зима, солнце — луна, светло — темно, радость — горе, удача — неудача и т.п.
Если игрок долго держит мяч или не находит нужного слова — выходит из игры. Самый сообразительный игрок, продержавшийся дольше всех, становится победителем.
«Приз вслепую».
Натягивают веревку, на нее подвешиваются на ниточках разные мелкие призы. Участнику завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать себе приз. Потом ножницы получает следующий участник.
«Приз на ощупь».
С закрытыми глазами, надев толстые варежки, надо определить на ощупь, что за предмет вам дали.
«Кузовок».
В игре все садятся за стол, ставят на него корзинку и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что есть на -ок, обмолвишься — отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные по очереди называют слова, заканчивающиеся на -ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я — замок» и прочие. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку залог — платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзинку накрывают чем-нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами: «Чей залог выну, что тому делать?» Каждому назначают выкуп — попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать.
«Черный ящик».
В непрозрачный пакет или коробку положите предметы или продукты, название которых начинается на одну и ту же букву. Например, на «к»: книжка, краски, конверт, конфета, картошка, кнопка, кассета, крекер. Гости отгадывают, что лежит в пакете, зная, что все призы — на одну букву. Кто угадает, тот и получает указанное в качестве приза.
«Тройная ловушка».
Два участника стоят друг против друга — перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: «Раз, два, три... ста!» «Раз, два, три...-надцать!» «Раз, два, три... дцать!» и т.д. Побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет «Три!»
Загадки-шутки
1. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились.)
2. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
3. Что случится с красным платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.)
4. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.)
5. Когда руки бывают местоимением? (Когда они вы-мы-ты.)
6. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва.)
7. По чему часто люди ходят и никогда не ездят? (По лестнице.)
8. Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он уже выбегает из него.)
9. Что случится с вороной через 3 года? (Ей пойдет четвертый.)
10. Под каким деревом во время дождя прячется заяц? (Под мокрым.)
11. Какое живое существо складывает зубы? (Змея.)
12. Если кошка влезла на дерево и хочет слезть по гладкому стволу, как она будет спускаться: головой вниз или хвостом вперед? (Хвостом вперед, иначе она не удержится.)
13. Кто над нами вверх ногами? (Мухи.)
14. На что похожа половинка яблока? (На вторую половинку.)
15. Где можно в один день увидеть белого медведя и пингвина? (В зоопарке.)
16. Можно ли в решете принести воду? (Можно, когда она замерзнет.)
17. Летело три страуса. Одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
18. Какая птица состоит из буквы и реки? (И-Вол-га.)
19. Ползет говорящая ворона по проводам, а навстречу ей электрический ток. Что будет с вороной? (Сначала она станет замкнутой, а потом вообще перестанет разговаривать.)
20. А почему мухи не падают, сидя на потолке? (Их лапки выделяют клейкое вещество.)
21. Какую змею легче всего обнаружить? (Гремучую.)
22. Зачем придумали белый шоколад? (Чтобы негритята тоже могли испачкаться.)
23. У бабушки жили внук Федор, собака Шарик и кот Мурзик. Сколько внуков было у бабушки? (Один — внук Федор.)
24. На елке пять больших веток, на каждой — пять маленьких веточек, на каждой из маленьких веточек висит по два яблока. Сколько всего яблок и почему? (Ни одного, потому что на елке не растут яблоки.)
25. С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... корова. (Обезьяна.)
26. Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... волк. (Медведь.)
27. «Неправильная» пчела, по мнению Винни-Пуха. (Оса.)
28. В самолет меня не сажают. Говорят, лети рядом, раз мотор есть. (Карлсон.)
29. Какое отчество было у Буратино? (Карлович.)
30. В какой сказке из ячменного зернышка вырастает красивый цветок-тюльпан? («Дюймовочка».)
31. Защитное приспособление, которое не помогло Принцессе на горошине. (Перина.)
32. Как звали кота, который хотел подружиться с мышами? (Леопольд.)
33. Первое средство передвижения на реактивной тяге. (Ступа.)
34. Как зовут самого знаменитого белого медвежонка? (Умка.)
35. Друг мух и козявок, ставший жертвой прожорливой лягушки. (Комар.)
36. Кого одного огромная толпа никак не могла вытащить из болота? (Бегемота.)
37. Любимая деревня кота Матроскина. (Простоквашино.)
38. Овощ, который сажал один человек, а вытащить не могла вся семья. (Репка.)
39. Сладкоежка, живущий на крыше. (Карлсон.)
40. Что никак удав не мог передать мартышке? (Привет.)