Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии для школьников
  5. Крестины

Крестины

Сценарий о крещении для детей

Действующие лица:

Бабушка, ее внучка Наташа.

Сцена представляет небольшую, но очень уютную комнатку.

Посередине стоит стол, за ним сидят бабушка и ее внучка Наташа.

Наташа увлеченно разукрашивает что-то в альбоме, бабушка вяжет и иногда посматривает на рисунки, которые ей показывает внучка.

Наташа.

Бабушка, а о чем вы с мамой говорили сегодня вечером?

Бабушка.

Да о чем же таком, Наташа? Я и не припомню.

Наташа.

Ну, бабушка, вспомни, ты еще сказала, что мама будет какой-то крестной матерью у маленького сыночка моей тети Веры. Но ведь мама — это только моя мама?

Бабушка.

Ах, вот ты о чем! Действительно, мы решили, что твоя мама будет крестной матерью маленького Сашеньки. А о том, кто такая крест­ная мать, крестный отец и что такое крестины, я тебе как-нибудь после расскажу.

Наташа.

Нет, не как-нибудь после, а сейчас, а то мне очень интересно, я даже не усну.

Бабушка (смеется).

Ну, хорошо, хорошо, а то ведь и правда не уснешь. Тогда слушай внимательно.

Сам обряд таинства крещения совершается в церкви священником. И ты его сама увидишь, когда вы пойдете вместе с мамой крестить ма­ленького Сашеньку. Это очень старинный обряд и очень важный для каждого православного человека. Прежде, как правило, совершали об­ряд крещения на восьмой день после рождения, но если ребенок был слаб и опасались за его жизнь, то крестили раньше, так как считалось, что души некрещеных младенцев не могут обре­сти покоя. Таких младенцев хоронили на пере­крестке дорог.

Важная роль при крещении отводилась крест­ным отцу и матери, приглашение им делалось за несколько месяцев до крещения. Крестные родители назывались также восприемниками, поскольку принимали младенца из купели.

Стать восприемником считалось большой чес­тью, хотя и было сопряжено с известными ма­териальными затратами. Крестный отец должен был подарить новорожденному крестик, опла­тить все расходы по обряду и, в зависимости от своего материального состояния, сделать подарки крестнику и его матери. Крестная же мать должна была подготовить ткань («ризки»), в которую завернут младенца, вынув из купе­ли, а также рубашку для ребенка и шелковый платок или полотенце священнику, чтобы вы­тереть руки.

Кроме необходимых ребенку при крещении предметов, крестная мать могла сделать своему крестнику и другие подарки по случаю этого события. Например, могла подарить одеяльце, чепчик с кружевами и ленточками. Для девочек цвет ленточек был розовый, а для мальчиков — голубой.

А знаешь ли ты, Наташенька, что мы и сами, не зная того, продолжаем древнюю традицию, когда, встречая новорожденного из роддома, поверх одеяльца повязываем его лентой: маль­чика — голубой, девочку — розовой. Цвета у ленточек связаны были с царствующей семьей Романовых. При рождении мальчика в царской семье ему жаловался орден Святого Андрея Первозванного, имеющего синюю орденскую ленту. Если же рождалась девочка, она полу­чала орден Святой Екатерины на красной ор­денской ленте.

В семьях побогаче ребенок одаривался какой-нибудь серебряной или золотой вещью. Кстати, у христиан-католиков крестная мать обязатель­но дарила ребенку изделие из серебра.

Крестные могли сделать подарки и матери ребенка, например ткань на платье.

На обряд крещения все участники одевались нарядно, как и полагается при таком торже­ственном событии.

Наташа.

Бабушка, а все-таки как странно называ­ют — крестная мать, крестный отец, — прямо крестные родители какие-то.

Бабушка.

Ты, Наташенька, совершенно верно заме­тила, именно родители. Независимо от сословия для крестных родителей было священной обязан­ностью заботиться о своем крестнике всю жизнь, они и почитались вторыми родителями, более того, в случае смерти родителей принимали на себя обязанность воспитания и опекунства. На свадьбах вторыми, после родителей, благословить молодых подходили крестные родители, а за сва­дебным столом им отводились почетные места.

Ссора с крестными родителями считалась грехом, но такого, как правило, и не случалось.

В «высшем», как раньше говорили, сословии после крестин особого торжества не устраива­ли, ограничиваясь угощением в виде фруктов, конфет, чая, а вот в деревнях после того, как окрестят младенца, обязательно следовал кре­стильный обед.

Наташа.

Как интересно, а чем тогда угощали, ка­кие были гости?

Бабушка.

Ах ты, торопыжка! Именно об этом я и хочу тебе рассказать.

Сразу после крестин поздравляли не родителей с сыном или дочкой, а кумовьев, т. е. крестных, с крестником или крестницей. Всех родных и знакомых, которых позвал на торжество хозя­ин дома, приглашали к столу, на котором уже было приготовлено угощение. «Пожалуйте к младенцу на хлеб, да соль, кашу есть», — такие слова произносил отец ребенка. А маленького виновника торжества клали на шубу, на мех, для того чтобы ему быть богатым в жизни.

Угощение соответствовало значимости собы­тия. Оно было разнообразным и обильным, как по самым большим праздникам. Поскольку в те времена люди очень соблюдали предписанные церковью посты, то в случае, если крестины вы­падали на пост, на стол обязательно подавали в качестве холодной закуски сельдь, квас, кислую капусту, а затем щи, заправленные конопляным маслом, или картофельный суп с грибами. Если же день был скоромным, на столе были и яйца, и мясо, и студень, а затем следовали либо мяс­ные щи, либо суп из потрохов, либо лапша с курятиной или свининой. Но необходимой на любом крестильном обеде считалась гречневая каша, перед которой могла подаваться пшенная каша.

В завершение обеда, когда съедалось послед­нее блюдо, бабка-повитуха, помогавшая матери с ребенком, выставляла на стол горшок с кашей, помещенный в шапку. При этом она пригова­ривала:

Бабушка подходит,
Кашку подносит
На корысть, на радость,
На Божью милость,
На толстые одонья,
На высокие скирды.
Кашку на ложки,
Мальчику на ножки!

Или такое:

Гости мои любящие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!

Бабка подносила отцу младенца в ложке пересоленную кашу в знак того, что солоно придется ему, пока он вырастит ре­бенка. Оставшуюся в ложке кашу она подбрасывала вверх, приговаривая: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они так же прыгали бы».

Гости, в том числе и отец ребенка, клали на тарелку деньги для бабки и матери младенца.

После ухода всех гостей остаются только кум и кума. Их одаривали закуской и давали по пирогу, а они, в свою очередь, дарили матери деньги или какие-нибудь вещи: сахар, мыло, платок. Делали кумовья подарки и друг другу.

Наташа.

Ой, бабушка, как смешно, что бабка, про которую ты рассказываешь, бросала кашу. Что бы ты сказала мне, если бы я стала бросать кашу, которую ты мне даешь утром па за­втрак?

Бабушка.

Ну, Наташенька, это совсем другое. Тог­да люди очень верили во всякие магические действия, ведь им очень хотелось уберечь свое дитя от темных и враждебных сил. Не случай­но поэтому крестная мать повязывала родив­шегося младенца поясом или прочными хлоп­ковыми нитями, которые назывались "верчи", считали, что неопоясанному младенцу угрожает смерть.

В крестьянских семьях постоянно находим смешение христианских обрядов с языческими верованиями. Так, после обряда крещения и возвращения из церкви в крестьянской избе происходил обряд приобщения к семейному очагу. Во время этого обряда ребенка подно­сили к печи (или клали на печь), где, по их убеждению, жил домовой, уговаривая «хозяина» принять нового жильца в дом. При этом обра­щались и к «родному» (так называли домового), и к православным святым.

Наташа.

Бабушка, а расскажи хоть чуть-чуть, как младенчика крестят?

Бабушка.

В церкви девочку держит на руках крест­ная мать, а мальчика — крестный отец.

Во время совершения обряда крещения свя­щенник опускает младенца в купель и нарекает именем. Раньше имя ребенку давалось того святого, на день памяти которого приходилось рождение ребенка или его крещение, либо на ближайший к этому дню день. Этот день и ста­новился днем ангела ребенка, днем его именин.

И именно его потом и праздновали в семье. Но к наречению именем относились не слишком строго, церковью разрешалось выбрать имя и до рождения. Родители ребенка или его крестные дарили младенцу иконку того святого, в честь которого он был наречен. Предполагалось, что ребенок, когда повзрослеет, прочитает жизнео­писание своего небесного покровителя и будет стараться стать таким же добродетельным, как и этот святой. Еще маленького ребенка учили правильно обращаться к своему святому за­ступнику с такой молитвой: «Святой угоднице Божий, (имя), моли Бога о мне».

Наташа.

Подожди, бабушка. Ты сказала, что празд­новали день ангела? А как же день рождения?

Его когда праздновали?

Бабушка.

Да, вот, Наташенька, представь себе, еще в XIX и начале XX вв. не принято было как-то особенно справлять дни рождения. Подтверж­дение этому находим в книгах того времени, регламентирующих обряды и церемонии, отно­сящиеся к различным событиям в жизни чело­века. Всё в то время ограничивалось в лучшем случае скромным семейным торжеством, а ино­гда лишь поздравлениями по поводу дня рож­дения. Считая духовное рождение гораздо более важным, нежели рождение телесное, а крещение и есть духовное рождение, православные люди дни именин справляли торжественно, особенно, если речь шла об именинах старших членов семьи.

Верхом неприличия считалось не поздравить с днем ангела близкого родственника.

Любопытно, что, посылая приглашение на име­нинный обед, вместо слова «обед» употреблялось слово «пирог», т. е. звучало это следующим об­разом: «Просим пожаловать к нам на пирог», под этим понималось приглашение на обед.

В деревнях пеклись пироги, и именинники посылали их с самого утра своим гостям как приглашение на именины. Чем значительнее для именинника был гость, тем больший пирог ему посылался. Сладкие пироги, как знак осо­бого почтения, отправлялись крестным родите­лям. Гости, в свою очередь, приносили подарки имениннику.

Вообще именинный пирог обязательно при­сутствовал на столе. Была даже поговорка: «Без блина не масленица, без пирога не именинник».

Начинки пирогов были самые разные: грибы, ягоды, картошка, мясо. Особенно хорошей начинкой считалась рыба и капуста.

Существовал обряд, при котором пирог, ис­печенный с начинкой из изюма, разламывался над головой именинника, изюм высыпался, а гости при этом желали, чтобы на виновника торжества так же, как изюм, сыпалось бы зо­лото и серебро.

Наташа (смеясь).

Ну, бабушка, надо обязательно узнать, когда у меня день ангела. Ты тогда ис­печешь мне пирог с изюмом, и мы немножко посыплем им мне на голову.

Бабушка.

Вот ты смеешься, Наташенька, а люди относились к этому торжеству очень даже се­рьезно. В рекомендациях, даваемых в книгах по этикету того времени, даже специально оговари­вались подарки, преподносимые в дни именин.

Это может свидетельствовать о важности для людей этого события.

У царствующих особ было принято после обедни собственноручно раздавать именинные пироги поздравителям. За праздничным столом гости пели имениннику «многая лета». После обеда гости танцевали, играли, веселились. Все желающие могли посылать подарки: красочные открытки с поздравлениями, а дети посылали бумажных ангелочков.

В некоторых книгах, изданных еще до 1917 г. и содержащих различные советы по соблюде­нию этикета, именины членов семьи относят к так называемым периодическим семейным праздникам, т. е. к таким праздникам, кото­рые ежегодно отмечаются в одни и те же дни, в отличие от случайных праздников, поводом для которых могут быть окончание учебного заведения, получение должности или звания.

Семейные праздники играли важную роль в укреплении связей! между родственниками, воспитывали уважительное отношение друг к другу у младших членов семьи.

Вот и нам с тобой и твоей мамой нужно еще успеть приготовить для крещения и рубашечку, и крестик, и много чего еще. Поэтому давай-ка займемся делами.

Занавес.

Другие сценарии о крестинах:

Ванечкины крестины

После крестин

 

 

  • крестины
  • крещение
  • детям о крещении
  • православие