Пьеса «Горе от ума». А. С. Грибоедов. 1824 г. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Конфликт в пьесе
Частный
Традиционная для комедии любовная интрига: Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза, Лиза — буфетчик Петруша.
Общественный
Столкновение прогрессивных взглядов Чацкого с косным фамусовским обществом.
Герои пьесы
Главные
Характеры даны наиболее полно. Их взаимодействие составляет сюжет пьесы.
Чацкий;
Фамусов;
Молчалин;
Софья.
Второстепенные
Менее разработаны. Участвуют в действии опосредованно. Представляют типические черты светского общества, создают фон.
Лиза;
Скалозуб;
Хлестова;
Горичи;
Репетилов;
Загорецкий;
Господа N. и D.;
Тугоуховские.
Внесценические персонажи
Только упоминаются, в действии не участвуют. В результате границы пьесы расширяются: подразумевается вся барская Москва.
Фамусовское общество:
княгиня Марья Алексеевна,
Татьяна Юрьевна,
Фома Фомич;
кружок Репетилова (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит, Левон и Боринька);
единомышленники Чацкого.
Два лагеря в пьесе
Фамусовское общество
Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи.
Чацкий и его единомышленники
Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, «химик и ботаник» — племянник княгини Тугоуховской).
Александр Андреевич Чацкий
Значение имени
В рукописи — Чадский (от «чад») — намек на романтическую «отуманенность» героя, которая раскрывается в четвертом действии.
Характеристика
Честный, прямой; свободомыслящий, истинный патриот — служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонения перед заграничным; бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом.
Взгляды
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
- «Чины людьми даются, А люди могут обмануться».
- «Зачем же мнения чужие только святы?»
- «Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла.
Есть тьма искусников, я не из их числа». - «Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей по несчастью голове
Пять, шесть найдется мыслей здравых
И он осмелится их гласно объявлять»
Герои о Чацком
- «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит»
(Фамусов). - «Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!»
(Лиза) - «Не человек, змея!»
«Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?»
(Софья)
Чацкий — единственный положительный герой пьесы — оказывается одиноким и гонимым. Он отвержен и обществом (легче счесть его сумасшедшим, чем всерьез прислушаться к его словам), и Софьей, которая предпочитает ему недалекого, но послушного Молчалина. Все это усугубляет драматизм пьесы.
Чацкий единственное «живое лицо» в произведении, по замечанию И. А. Гончарова. Именно в этом образе выражается авторская позиция: его оценки и суждения совпадают с авторскими Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от государевой службы («служить бы рад, прислуживаться тошно»), считающий, что служить надо «делу, а не лицам»
Афористичная речь главного героя свидетельствует о тонком и остром уме Чацкого.
Александр Андреевич Чацкий — носитель новых взглядов.
Он одинок, не принимает консервативное фамусовское общество, которое, в свою очередь, отвергает его прогрессивные убеждения.
Тяжёлый груз социальных устоев способен раздавить даже такое светлое чувство, как любовь.
Павел Афанасьевич Фамусов
Значение имени
От лат. fama — молва. Фамилия героя говорит о его зависимости от общественного мнения:
«Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
Характеристика
Богатый чиновник, помещик. Представитель косного московского общества. Почитает чины, стремится к благополучию, используя связи, лесть. Оценивает по общественному статусу.
Взгляды
- «А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой». - «Ну как не порадеть родному человечку!..
По отцу и сыну честь». - «Я перед родней, где встретится, ползком»
Герои о Фамусове
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами»
(Лиза).
«... все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба»
(Чацкий)
Алексей Степанович Молчалин
Значение имени
Людям, подобным Молчалину, отсутствие собственного мнения помогает сделать карьеру.
Характеристика
Лицемерный, безнравственный, беспринципный. Готов на подлость ради достижения цели, не имеет представлений о долге и чести.
Взгляды
- «В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь». - «Ах! злые языки страшнее пистолета».
- «Ведь надобно ж зависеть от других...
В чинах мы небольших». - «Умеренность и аккуратность» — два таланта Молчалина, по его мнению.
- «Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»
Чацкий о Молчалине
- «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных». - «Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например...» - «А чем не муж?
Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вон он на цыпочках, и не богат словами». - «Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!» - «Молчалины блаженствуют на свете!»
Софья Павловна Фамусова
Значение имени
В переводе с древнегреческого — «мудрость». Это имя носили многие положительные героини в русских классицистических пьесах.
Характеристика
Умна, наблюдательна. Горда и своенравна, насмешлива и мстительна. Положительные качества Софьи деформированы воспитанием и влиянием сентиментальных романов.
Характер
- «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
- «А кем из них я дорожу?
Хочу — люблю, хочу — скажу». - «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят»
Причины драмы Софьи
Романтическому уму Софья предпочитает чувствительное, сентиментальное сердце. Чацкий и Софья, лучшие представители своего поколения, олицетворяют два полюса русской культуры 1810-1820-х гг.: активный гражданский романтизм декабристов (Чацкий) и поэзию чувства и сердечного воображения карамзинистов (Софья).
Судьба Софьи столь же трагикомична, как и судьба Чацкого. Оба героя-романтика у Грибоедова-реалиста терпят поражение, сталкиваясь с реальной сложностью жизни. И причины этого сходны: у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», у Софьи — сердце с умом.
И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Софья никогда не прозревала от неё и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга».
Софья — яркий и страстный женский образ в комедии, при этом совсем не комедийный. В Софье присутствуют черты «героини сентиментального романа». Ей свойственны непостоянство, изменчивость. Софья предпочитает Чацкому недалёкого, неинтересного Молчалина.
Выбор Софьи определяется устоями тогдашнего общества, такими, как:
- традиционное воспитание девушек;
- система женского образования;
- светское общество («с бала да в могилу»),
- неспособность самостоятельно мыслить и нести ответственность за свои решения;
- идеализация романтических героев (Молчалин загадочно молчит).
У некоторых критиков возникли соображения, что Софья готова была не только покровительствовать избраннику, но и «иметь в нём вечного раба». Но героиня, нельзя отрицать, искренна в своём чувстве, Молчалин для неё важнее всего в мире, она способна на жертвы для него.
Художественный метод пьесы
- речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев;
- степень художественного обобщения в изображении характеров переходит в типизацию: герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина, молчалинство, репе-тиловщина, скалозубовщина).
- быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами;
- правило трех единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова);
- драматические амплуа (Чацкий — «резонер», Лиза — «субретка») и говорящие фамилии персонажей.
Главный герой - борец и бунтарь, отвергнутый обществом
Особенности жанра
Авторское определение жанра — комедия.
Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны драматические и трагические элементы, конец драматичен.
Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии).
Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы. Иногда ее называют трагикомедией.
Новаторство комедии Грибоедова
- Грибоедов, используя опыт басен Крылова, вводит в свою комедию вольный ямб. В отличие от шестистопного, традиционного для комедий, он более приспособлен для передачи живой речи. Движение стиха подчиняется движению мысли: стиховая строка разбивается репликами, паузами, варьируется рифмовка;
- Углубляется психологическая основа: характеры персонажей раскрываются и обогащаются в процессе развития действия. В комедии как бы заключена формула русской национальной драмы, расцвет которой придется на вторую половину XIX в.;
- Грибоедов-реалист обогатил русскую литературу элементами образности народного языка и разговорной речи. Многие цитаты из комедии стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают», «ну как не порадеть родному человечку!», «шел в комнату, попал в другую», «тут все есть, коли нет обмана», «служить бы рад, прислуживаться тошно», «дистанция огромного размера», «блажен, кто верует, тепло ему на свете» и т. д.
Читать → Горе от ума