Поэма «Мцыри». М. Ю. Лермонтов. 1839 г. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Жанр — романтическая поэма-исповедь.
Мцыри (с грузинского) mciri — «неслужащий монах», «послушник монастыря», отшельник, аскет.
Ещё в старинном Воскресенском монастыре, под Москвой, летом 1830 г. Лермонтов пишет стихи, в которых делает наброски к образу отшельника, в веригах, в монашеском клобуке, пытавшегося в обители заглушить муки любви и ненависти. Так возник у поэта замысел «написать записки молодого монаха». К реализации замысла он приступил в 1830 г. в поэме «Исповедь», завершил работу, лишь возвратившись из кавказской ссылки, в поэме «Мцыри» в 1839 г.
«Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму» (В. Г. Белинский).
В. Г. Белинский: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужескими окончаниями звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств!» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова»).
Эпиграф поэмы — «Вкушая, вкусих мало мёда, и сё аз умираю» — взят из Библии и означает: «Я попробовал немного мёду (т. е. свободы), и вот я умираю».
В эпиграфе отражается трагичность судьбы романтического героя.
Мцыри является типичным романтическим героем — яркой, исключительной личностью, которая стремится подняться над обыденным существованием.
Композиция и сюжет
Композиция поэмы замкнутая: герой сбегает из монастырского заточения, странствует три дня, а затем снова оказывается в монастыре.
Когда-то монастырь стал спасением умирающего ребенка, но со временем он превратился в клетку для полного жизни юноши.
Герой поэмы — «естественный человек», которым руководит не столько протест против законов общества, сколько врождённая любовь к свободе, стремление к деятельной, полноценной жизни.
Экспозиция
Глава 1.
Описание природы и развалин монастыря
Глава 2.
Предыстория героя
Мальчиком Мцыри был увезен из родных мест. Тяжело больного, его оставили в монастыре:
«Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал».
Рос одиноким, всех дичился, бродил
«гоним неясною тоской
По стороне своей родной».
Уже готовясь стать монахом, юноша «осенней ночью» исчезает из монастыря. Через три дня его находят без чувств у обители.
Исповедь героя
Главы 3-8.
Воспоминания и мечты героя
Мцыри рассказывает старцу
(«Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь; <...>
А душу можно ль рассказать?»)
о своих мечтах вернуться на родину, вспоминает о детстве в отчем доме.
Юноша жаждет
«хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной».
В одну из грозовых ночей он сбегает из монастыря (завязка действия).
Главы 9-26.
Рассказ Мцыри о трех днях жизни вне монастыря
На воле герой очарован красотой природы: «кругом меня цвел божий сад».
Юноша понимает голоса птиц, деревьев, земли:
«Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут...»
Встреча с молодой грузинкой
Мцыри встречает девушку, идущую к реке.
Он впервые переживает чувство влюбленности:
«И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились».
Герой не тревожит покой девушки, его цель — скорей очутиться на родине.
Встреча с барсом (кульминация)
Ночью Мцыри сбивается с пути, в лесу сталкивается с барсом:
«Бой закипел, смертельный бой!».
«И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик...»
Герой побеждает зверя, оставившего на груди измученного юноши «следы глубокие когтей».
Возвращение к монастырю (развязка)
Выйдя из лесу, герой видит места, где провел юность: «Вернулся я к тюрьме моей».
Чувствуя, что умирает, герой слышит песенку золотой рыбки, зовущей его в воду, чтобы забыться там глубоким сном.
Героя находят монахи и переносят в обитель.
Перед смертью юноша по-прежнему тоскует по родине:
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь.
Это отражает композиция поэмы: рассказ о днях вне обители занимает практически весь объем произведения.
Герой не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью.
Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри.
Его родина — абсолютный идеал, символ свободы, к которому герой безуспешно стремится.
Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю.
Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом.
Герой умирает непокорённым, его не сломили никакие невзгоды и страдания. Лишь одна просьба у Мцыри к монахам: чтобы его похоронили в том углу монастырского сада, откуда виден Кавказ. У него теплится надежда, что дующий с гор ветер донесёт до могилы сироты обрывок речи горцев или слабый звук родной песни.
Природа в поэме
Двойственность образа природы в поэме
1) помощник героя:
- гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать:
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас, <...>
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?» - рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает именно красоту природы:
«Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой». - герой желает умереть в саду, где:
«Акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!»
2) враг героя:
- природа вступает в противоборство с героем:
«Мне стало страшно: на краю
Грозящей бездны я лежал...»
«Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок...
И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист ее венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне». - лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь:
«Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!» - гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки:
«Дитя мое,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житье
И холод, и покой»
Именно природа дала Мцыри непосредственное ощущение свободной жизни. В общении с ней юноша переживает подлинное счастье.
Черты романтизма в поэме «Мцыри»
Для романтизма XIX в. в русской литературе характерно описание внутреннего мира человека с его страстями, глубокими чувствами и переживаниями. Главный конфликт — личность и общество.
Для романтизма характерно так называемое двоемирие: обыденному, безрадостному миру окружающей героя действительности, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным, противопоставляется мир идеальный, мир грёз, мир свободы и приключений, в который герой бежит в надежде обрести свою истинную сущность, наполнить смыслом своё существование.
Русские романтики в своих произведениях часто обращались к теме Кавказа, который выступал для них символом вольности и противопоставлялся душным столицам. М. Ю. Лермонтов продолжает традиции пушкинских кавказских поэм.
Написанная в 1839 г. поэма «Мцыри» является образцом романтической поэмы в русской литературе: герой, композиция, тематическое и идейное содержание поэмы отражают черты именно этого направления.
Изначально поэма называлась не «Мцыри», а «Бэри», с примечанием «по-грузински монах», и имела другой эпиграф:«On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»).
Образы поэмы следует трактовать как романтические образы-символы, в которых отражается идея романтического двоемирия:
- монастырь — символ тюрьмы;
- келья — темница земного бытия;
- бегство — порыв к воле;
- Мцыри — сильная личность;
- южный край — романтическая свобода;
- смерть — соединение с природой.
Романтический конфликт задаётся исключительностью персонажа, о котором В. Г. Белинский писал: «Что за могучий дух, что за исполинская натура этот Мцыри».
Романтизм проявляется и на композиционном уровне:
- Отсутствие подробного рассказа о жизни главного героя в монастыре.
- Концентрация внимания на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях. При этом отсутствие собственного имени делает образ универсальным, обобщённым.
- Описание важных, судьбоносных моментов, подробное описание героических эпизодов, в которых проявляются черты исключительной личности героя.
- Чёткий конфликт добра и зла (идеалы юноши и сила, обстоятельства, мешающие реализации его планов).
- Форма исповеди — самый удобный способ рас крытия деталей.
- Неприспособленность героя к жизни в обычных условиях.
- Смерть как освобождение.
Образ Мцыри окутан тайной: его происхождение неизвестно, он оказывается чужим в мире отказав шихся от житейских страстей монахов. В нём бурлит жажда жизни, но тело его слабо, и испытание свободой он не выдерживает.
Судьба героя глубоко трагична: одинокий, он не находит себе места среди людей, его заветная мечта обрести друга, родственную душу умирает вместе с ним.
«В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте…»
В. Г. Белинский написал о поэме: «Мцыри — любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собственной личности, во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»