Поэма «Мертвые души». Н. В. Гоголь. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Символизм поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Мёртвые души — это не столько вычеркнутые из ревизского списка умершие крестьяне, сколько омертвелые души помещиков, чиновников, забитого народа.
Внимание к душе, отражённое в названии (возникшее сразу, оно не менялось Гоголем), характеризует философские интересы гоголевского времени. По мнению Гоголя, Россия находится в глубоком сне, от которого она должна проснуться — необходимо пробуждение, воскресение мёртвых душ.
«Есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который схватывает только поэтические, идеальные моменты жизни» (В. Г. Белинский).
История создания
Идея принадлежит Пушкину, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки.
Н. В. Гоголь: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение <...> отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы...» («Авторская исповедь»).
Гоголь начал работу над «Мертвыми душами» в 1835 г. «Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (Н. В. Гоголь).
Первые главы романа Гоголь прочитал Пушкину, на которого они произвели тягостное впечатление.
В 1836 г. за границей Гоголь заново обдумывает содержание произведения («вся Русь явится в нем»), меняет его объем и жанр: 3 тома поэмы, повторяющей структуру «Божественной комедии» Данте.
Представляется, что решающим в авторском жанровом определении «Мёртвых душ» является сочетание лирики и эпоса, характерное именно для жанра поэмы. Можно также предположить, что Гоголь употребил термин «поэма» как синоним термина «эпопея», задумав написание трёхтомника. В своём творческом замысле Гоголь ориентировался на «Илиаду» и «Одиссею» Гомера в стремлении к эпическому охвату действительности.
Во времена Н. В. Гоголя под поэмой понималось произведение в стихотворной форме, относящееся к романтическому направлению. Авторское жанровое определение «поэма» для реалистического прозаического текста вызвало недоумение в ряду критиков, не которые из которых считали его ироническим, издевательским, а порой просто глумились над автором.
Узнав в феврале 1837 г. о смерти Пушкина, Гоголь начинает рассматривать «Мертвые души» как «священное завещание» Пушкина.
Первый том был окончен летом 1841 г. Цензура признала «сомнительными» 36 мест в произведении, требуя изменения «Повести о капитане Копейкине» и заглавия поэмы на «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В 1842 г. произведение было опубликовано.
Трёхчастная структура поэмы Данте — ад, чистилище, рай — должна была лечь в основу задуманного Н. В. Гоголем трёхтомника.
Замысел эпопеи о судьбе России Н. В. Гоголя включал три тома.
- Первый том — «Мёртвые души» — был написан в 1835–1841 гг. и представлял собой изображение реалий современной автору России. Это произведение соответствовало в задумке автора первой части «Божественной комедии» Данте — Аду.
Сам Гоголь писал: «Первый том — только маленькая пристройка к большому дому». - Второй том писался в 1840–1852 гг. В 1845 г. Гоголь впервые сжёг готовый текст.
К 1851 г. за кончил новый вариант тома — и сжёг его 11 февраля 1852 г., незадолго до смерти.
В этом томе герои должны были пережить трансформацию, пройти дантовское Чистилище. - Третий том, задуманный, но не осуществлённый, должен был изобразить «воскресение» России и Рай. Критики предполагают, что в нём Чичиков и Плюшкин духовно воскресли и из героев — олицетворений недостатков превратились в исключительно добродетельных людей. Чичиков — общественный деятель, Плюшкин — рачительный хозяин.
В. Г. Белинский: «…Ни один поэт на Руси не имел та кой странной судьбы, как Гоголь: в нём не смели видеть великого писателя даже люди, знавшие наизусть его творения; к его таланту никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели. И этому есть глубокая причина, которая доказывает скорее жизненность, чем мертвенность нашего общества. Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность...».
Жанровая специфика
Сложность и грандиозность замысла «Мертвых душ» не укладывалась в привычные жанровые схемы.
В начале работы автор определяет жанр будущего произведения как роман. По мере расширения замысла — как поэму.
«Мертвые души» выходят за рамки жанра романа, традиционной повести и поэмы. Масштабное лиро-эпическое произведение Гоголя не имеет аналогов в русской литературе.
В «Мертвых душах» обнаруживаются жанровые признаки плутовского и социально-психологического романа, лирической поэмы, сатирического произведения. Авторское определение поэма подчеркивает значимость лирического начала в произведении, которое заключается, прежде всего, в авторских отступлениях, прерывающих развитие сюжета, оценке поступков героев, размышлениях о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества, изображении народа и описании природы.
Эпическое и лирическое начала в поэме
Эпос
- широкий охват действительности, множество действующих лиц;
- сюжетность произведения — описание похождений Чичикова.
Лирика
- лирические авторские отступления, прерывающие развитие сюжета. Автор оценивает поступки героев, размышляет о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества;
- особенно ярко проступает в изображении народа и описаниях природы.
Сюжет и композиция
Сюжет образуют три переплетающиеся сюжетные линии.
- Приключения Чичикова
- Жизнеописания помещиков
- Деятельность городских чиновников
Глава 1.
Завязка
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков приезжает в губернский город NN. Он ездит с визитами, умея расположить к себе людей. На вечере у губернатора знакомится с помещиками Маниловым, Собакевичем, позже — с Ноздревым.
Главы 2-6.
Путешествия Чичикова
Чичиков навещает помещиков Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, скупает у них «мертвые души». «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» (Гоголь)
Главы 7-9.
Городские чиновники
По возвращении в NN Чичиков спешит оформить сделки. В городе проносится слух, что он миллионщик, дамы норовят женить Чичикова. Появление Ноздрева, интересующегося, много ли мертвых наторговал Чичиков, вызывает подозрения у городского общества. Усугубляет ситуацию Коробочка, которая, боясь, что продешевила, приехала выяснить, почем сейчас «мертвые души». По городу ползут слухи, в том числе и о готовящемся похищении Чичиковым губернаторской дочки. Чичиков решает уехать из города.
Глава 10.
Повесть о капитане Копейкине
Взбудораженное городское общество собирается у полицмейстера обсудить последние события. Выясняется, что никто толком не знает, кто же такой Чичиков. Почтмейстер высказывает предположение, что он капитан Копейкин. Бесстрашный, добрый человек с героической судьбой противостоит в поэме миру «мертвых душ».
Глава 11.
Экспозиция героя
Чичиков не без препятствий покидает город. Автор описывает историю жизни своего героя — его детство, учение, отношения с товарищами, службу в казенной палате, неудачную попытку нажить денег через сговор с контрабандистами, его план разбогатеть на скупке «мертвых душ».
Мотив дороги
Бричка Чичикова, на которой в начале поэмы герой въезжает в город NN, объезжает помещиков и покидает город, символизирует путь, ту дорогу, по которой устремилась вся Русь
Уже в начале дается намек, что «колесо» брички «кривовато», что русским пространством ему не овладеть. «Дорога» Чичикова не отвечает сути русской природы («жизнь по правде»).
Русская дорога с самого начала сбивает Чичикова с намеченного им «неправого» пути. Незапланированная встреча с Коробочкой приведет к разоблачению, как и непредусмотренная встреча с Ноздревым. Таким образом, «глупая» русская жизнь начинает спутывать «умные» планы и «верные» расчеты Чичикова. Она сбивает его с пути, вываливает в грязь, подталкивает на неожиданные и опрометчивые поступки.
В конце поэмы автор вводит образ птицы-тройки, символизирующий всю Россию:
«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? <...> и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. <...> Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? <...> и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. <...> летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Павел Иванович Чичиков
Функции образа
Самостоятельная.
Тип приобретателя-авантюриста, характерный для российской действительности того времени.
Композиционная.
Сюжетообразующий персонаж, его похождения составляют основу сюжета, его образ связывает эпизоды поэмы. Оценки и размышления Чичикова часто выражают авторскую позицию.
Статус.
Из бедных дворян. Чиновник, коллежский советник, наживший капитал казнокрадством и взяточничеством. Выдает себя за херсонского помещика для приобретения «мертвых душ».
Интересы.
Цель в жизни — накопление капитала для богатой жизни: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, вот что беспрерывно носилось в голове его».
Портрет.
Во внешности Чичикова нет ничего примечательного: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
Манеры.
Деликатность и грубый физиологизм: «Никогда не позволяет себе непристойного слова», «в приемах <...> что-то солидное», «умел польстить каждому», «вошел боком», «садился наискось», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки», но: «высморкался чрезвычайно громко», «нос <...> звучал как труба», «выщипнул из носа две волосинки»
Динамичность образа.
Единственный персонаж, биография которого подробно описывается автором, что позволяет проследить историю формирования характера Чичикова как общественно-психологического типа.
Своеобразие образа.
Чичиков отделен от помещичье-чиновнического мира как явление совершенно новое.
Образы помещиков
Манилов
Значение имени.
Образовано от глагола «манить», «заманивать».
Характеристика.
«Ни то, ни се, ни в городе. Богдан, ни в селе Селифан». Ленивый, склонный к бесплодной мечтательности, прожектерству, сентиментальности.
Портрет.
Построен по принципу нагнетания положительного качества до избытка, переходящего в отрицательное. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую <...> ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! и отойдешь подальше»
Значение образа.
Маниловщина — склонность к созданию химер, псевдофилософствованию — общечеловеческое явление. Манилов — первая стадия омертвелости души, заключающаяся в отсутствии хоть какого-нибудь «задора».
Коробочка
Значение имени.
Бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство.
Характеристика.
«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки <...>, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Интересы сосредоточены на хозяйстве.
Детали обстановки.
Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчеркивается птичье-животными образами: соседи — Бобров, Свиньин; у Чичикова, выпавшего из брички, спина и бок в грязи, «как у борова»; чучело в чепце хозяйки — пародийный двойник Коробочки. Вещи в доме отражают ее наивное представление о красоте и круг ее развлечений (штопанье, гадание, стряпня).
Значение образа.
В образе Коробочки Гоголь изображает общечеловеческое явление — «дубинноголовость», упрямство, закостенелость в своей ограниченности. «Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».
Ноздрев
Значение имени.
Фамилия Ноздрев — метонимия носа («совать нос не в свое дело», «держать нос по ветру», «остаться с носом»). «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами...».
Портрет.
Портрет основан на метонимии (бакенбарды): «Возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».
Характеристика.
«Разбитной малый», кутила, вечно попадающий в неприятные истории; главная страсть — «нагадить ближнему, при этом он продолжал считать себя приятелем того, кому нагадил».
Детали обстановки.
Вещи Ноздрева отражают характер их владельца: хаотичность, беспорядочность, страсть к преувеличениям. Конюшня, где большинство стойл пустует, пруд, где раньше водилась рыба небывалой величины, поле, где Ноздрев ловил зайца-русака за задние лапы.
Значение образа.
Подобно Ноздреву, поступает человек и «с благородной наружностью, со звездой на груди». «И нагадит так, как простой коллежский регистратор». Ноздрев первым выдает тайну Чичикова о «мертвых душах», подтверждает, что Чичиков шпион и что он сам помогал Чичикову организовать похищение губернаторской дочки.
Собакевич
Значение имени.
В имени Собакевича последовательно продолжается зоологическое уподобление.
Портрет.
Походит «на средней величины медведя». «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». Он имел лицо, «над отделкою которых натура недолго мудрила, <...> но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!”» «Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».
Характеристика.
Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, дает злые характеристики городским чиновникам. Неприветливый, неуклюжий.
Детали обстановки.
В имении Собакевича «симметрия» борется с «удобством». Лишние окна забиты, мешавшая колонна убрана. Мебель у Собакевича грубая, но прочная. «Все предметы словно говорили: «И я тоже Собакевич!»
Плюшкин
Значение имени.
Плюшка — символ довольства, избытка — контрастирует с безрадостным существованием помещика.
Портрет.
Изображен с помощью гиперболизации. Он предстает бесполым существом: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». «Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги <...> Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Характеристика.
Гоголь дает образ Плюшкина в развитии — показывает постепенную деградацию, в результате которой «бережливый хозяин» превращается в «прореху на человечестве». Вся натура Плюшкина полностью подчиняется разросшимся до невероятных размеров подозрительности и мелочности.
Детали обстановки.
Предметы, окружающие Плюшкина, носят отпечаток гнилости, упадка, разложения: поношенный колпак на столе, «два пера, запачканные чернилами, высохшие как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов», куча хлама на полу, куда Плюшкин собирает полезные, по его мнению, вещи.
Значение образа.
Предел падения человека. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».
Главы о помещиках построены по одной композиционной схеме: автор описывает быт персонажей, их дома, комнаты, еду — всё это носит отпечаток тех пороков, которые умертвили их души.
Далее следует изложение личной истории персонажа, его оригинальный портрет, описываются особенности его характера, семья, окружение.
Читать → Мертвые души