- Информация о материале
- Литература By
Поэма «Василий Тёркин». А. Т. Твардовский. Анализ произведения
- Класс: 7 класс, 8 класс, 10 класс, 11 класс
Жанр
«Василий Теркин» — соцреалистическая поэма.
Автор называл свое произведение «Книгой про бойца»: «Жанровое обозначение “Книги про бойца”, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил “Книгой про бойца”».
«Василия Теркина» называют также народной эпопеей, т. к. в нем действительно присутствуют черты эпопейности: описываются жизнь и смерть, война и мир.
Лирический и эпический планы в поэме неотделимы.
Читайте поэму здесь → Василий Теркин
Композиция
«Василий Теркин» состоит из отдельных законченных глав о приключениях одного солдата на войне.
Твардовский писал о композиции своего произведения («Как был написан “Василий Теркин”»): «И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, — это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы — каждого периода, и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, — на войне».
В поэме нет традиционных завязки, кульминации, развязки: «Эту книгу про бойца, / Я и начал с середины / И закончил без конца».
Три части в поэме (условно)
Первая
Отражает события первых лет войны. По тональности — грусть, скорбь.
Вторая
Отражает переломный этап военных событий. По тональности — вера в победу.
Третья
Отражает завершающий этап войны, победное наступление. По тональности — радость.
Части отделены друг от друга главами «От автора».
Образ Василия Теркина
Образ Теркина объединяет композицию поэмы в единое целое.
- Герой родом из Смоленска, откуда и автор-повествователь. Теркин — собирательный образ, тип. У него нет специфических внешних примет:
«Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». / «Впрочем, парень хоть куда. / Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». - М. Н. Липовецкий: «Сам тип центрального персонажа, Василия Теркина, балагура и весельчака, по общему признанию, генетически связан с образом скомороха, одной из главных фигур русского фольклора, с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, с образом неунывающего добра молодца, что в огне не горит и в воде не тонет, удальца-умельца, мастера на все руки».
- Теркин шутит, балагурит, но за его внешней веселостью зачастую скрывается напряженный внутренний драматизм. Герой маскирует под шуткой острую душевную боль: «Говорит боец: / — Досадно. / Столько вдруг свалилось бед: / Потерял семью. Ну, ладно. / Нет, так на тебе — кисет!» / «Потерял края родные, / Все на свете и кисет». Перед приближающейся победой герой снимает маску скомороха:
«Но уже любимец взводный — / Теркин, в шутки не встревал». - Теркин становится фольклорным образом. Он — персонифицированный дух народа.
Образ Теркина в поэме
Конкретный боец
«И, у заберегов корку / Ледяную обломав, / Он как он, Василий Теркин, / Встал живой, — добрался вплавь».
Весь русский народ
«Трижды был я окружен»;
«В одиночку — грудью, телом Бьется Теркин, держит фронт»;
«Был рассеян я частично,
А частично истреблен...».
Язык поэмы
И. А. Бунин писал о языке книги: «...какая свобода, какая точность во всем и какой необыкновенный, народный, солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».
Поэт заботился о доступности своего произведения обычному солдату, человеку из народа, поэтому произведение написано простым, однако не лишенным поэтичности языком:
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке...
Образ автора
Автор все время сопровождает Теркина во время войны, синтезирует отдельные части повествования, может выступать в роли согероя, судьба которого схожа с судьбой Теркина (главы «От автора», «О себе» и др.).
И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.