Крестины
Сценарий о крещении для детей
Действующие лица:
Бабушка, ее внучка Наташа.
Сцена представляет небольшую, но очень уютную комнатку.
Посередине стоит стол, за ним сидят бабушка и ее внучка Наташа.
Наташа увлеченно разукрашивает что-то в альбоме, бабушка вяжет и иногда посматривает на рисунки, которые ей показывает внучка.
Наташа.
Бабушка, а о чем вы с мамой говорили сегодня вечером?
Бабушка.
Да о чем же таком, Наташа? Я и не припомню.
Наташа.
Ну, бабушка, вспомни, ты еще сказала, что мама будет какой-то крестной матерью у маленького сыночка моей тети Веры. Но ведь мама — это только моя мама?
Бабушка.
Ах, вот ты о чем! Действительно, мы решили, что твоя мама будет крестной матерью маленького Сашеньки. А о том, кто такая крестная мать, крестный отец и что такое крестины, я тебе как-нибудь после расскажу.
Наташа.
Нет, не как-нибудь после, а сейчас, а то мне очень интересно, я даже не усну.
Бабушка (смеется).
Ну, хорошо, хорошо, а то ведь и правда не уснешь. Тогда слушай внимательно.
Сам обряд таинства крещения совершается в церкви священником. И ты его сама увидишь, когда вы пойдете вместе с мамой крестить маленького Сашеньку. Это очень старинный обряд и очень важный для каждого православного человека. Прежде, как правило, совершали обряд крещения на восьмой день после рождения, но если ребенок был слаб и опасались за его жизнь, то крестили раньше, так как считалось, что души некрещеных младенцев не могут обрести покоя. Таких младенцев хоронили на перекрестке дорог.
Важная роль при крещении отводилась крестным отцу и матери, приглашение им делалось за несколько месяцев до крещения. Крестные родители назывались также восприемниками, поскольку принимали младенца из купели.
Стать восприемником считалось большой честью, хотя и было сопряжено с известными материальными затратами. Крестный отец должен был подарить новорожденному крестик, оплатить все расходы по обряду и, в зависимости от своего материального состояния, сделать подарки крестнику и его матери. Крестная же мать должна была подготовить ткань («ризки»), в которую завернут младенца, вынув из купели, а также рубашку для ребенка и шелковый платок или полотенце священнику, чтобы вытереть руки.
Кроме необходимых ребенку при крещении предметов, крестная мать могла сделать своему крестнику и другие подарки по случаю этого события. Например, могла подарить одеяльце, чепчик с кружевами и ленточками. Для девочек цвет ленточек был розовый, а для мальчиков — голубой.
А знаешь ли ты, Наташенька, что мы и сами, не зная того, продолжаем древнюю традицию, когда, встречая новорожденного из роддома, поверх одеяльца повязываем его лентой: мальчика — голубой, девочку — розовой. Цвета у ленточек связаны были с царствующей семьей Романовых. При рождении мальчика в царской семье ему жаловался орден Святого Андрея Первозванного, имеющего синюю орденскую ленту. Если же рождалась девочка, она получала орден Святой Екатерины на красной орденской ленте.
В семьях побогаче ребенок одаривался какой-нибудь серебряной или золотой вещью. Кстати, у христиан-католиков крестная мать обязательно дарила ребенку изделие из серебра.
Крестные могли сделать подарки и матери ребенка, например ткань на платье.
На обряд крещения все участники одевались нарядно, как и полагается при таком торжественном событии.
Наташа.
Бабушка, а все-таки как странно называют — крестная мать, крестный отец, — прямо крестные родители какие-то.
Бабушка.
Ты, Наташенька, совершенно верно заметила, именно родители. Независимо от сословия для крестных родителей было священной обязанностью заботиться о своем крестнике всю жизнь, они и почитались вторыми родителями, более того, в случае смерти родителей принимали на себя обязанность воспитания и опекунства. На свадьбах вторыми, после родителей, благословить молодых подходили крестные родители, а за свадебным столом им отводились почетные места.
Ссора с крестными родителями считалась грехом, но такого, как правило, и не случалось.
В «высшем», как раньше говорили, сословии после крестин особого торжества не устраивали, ограничиваясь угощением в виде фруктов, конфет, чая, а вот в деревнях после того, как окрестят младенца, обязательно следовал крестильный обед.
Наташа.
Как интересно, а чем тогда угощали, какие были гости?
Бабушка.
Ах ты, торопыжка! Именно об этом я и хочу тебе рассказать.
Сразу после крестин поздравляли не родителей с сыном или дочкой, а кумовьев, т. е. крестных, с крестником или крестницей. Всех родных и знакомых, которых позвал на торжество хозяин дома, приглашали к столу, на котором уже было приготовлено угощение. «Пожалуйте к младенцу на хлеб, да соль, кашу есть», — такие слова произносил отец ребенка. А маленького виновника торжества клали на шубу, на мех, для того чтобы ему быть богатым в жизни.
Угощение соответствовало значимости события. Оно было разнообразным и обильным, как по самым большим праздникам. Поскольку в те времена люди очень соблюдали предписанные церковью посты, то в случае, если крестины выпадали на пост, на стол обязательно подавали в качестве холодной закуски сельдь, квас, кислую капусту, а затем щи, заправленные конопляным маслом, или картофельный суп с грибами. Если же день был скоромным, на столе были и яйца, и мясо, и студень, а затем следовали либо мясные щи, либо суп из потрохов, либо лапша с курятиной или свининой. Но необходимой на любом крестильном обеде считалась гречневая каша, перед которой могла подаваться пшенная каша.
В завершение обеда, когда съедалось последнее блюдо, бабка-повитуха, помогавшая матери с ребенком, выставляла на стол горшок с кашей, помещенный в шапку. При этом она приговаривала:
Бабушка подходит,
Кашку подносит
На корысть, на радость,
На Божью милость,
На толстые одонья,
На высокие скирды.
Кашку на ложки,
Мальчику на ножки!
Или такое:
Гости мои любящие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!
Бабка подносила отцу младенца в ложке пересоленную кашу в знак того, что солоно придется ему, пока он вырастит ребенка. Оставшуюся в ложке кашу она подбрасывала вверх, приговаривая: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они так же прыгали бы».
Гости, в том числе и отец ребенка, клали на тарелку деньги для бабки и матери младенца.
После ухода всех гостей остаются только кум и кума. Их одаривали закуской и давали по пирогу, а они, в свою очередь, дарили матери деньги или какие-нибудь вещи: сахар, мыло, платок. Делали кумовья подарки и друг другу.
Наташа.
Ой, бабушка, как смешно, что бабка, про которую ты рассказываешь, бросала кашу. Что бы ты сказала мне, если бы я стала бросать кашу, которую ты мне даешь утром па завтрак?
Бабушка.
Ну, Наташенька, это совсем другое. Тогда люди очень верили во всякие магические действия, ведь им очень хотелось уберечь свое дитя от темных и враждебных сил. Не случайно поэтому крестная мать повязывала родившегося младенца поясом или прочными хлопковыми нитями, которые назывались "верчи", считали, что неопоясанному младенцу угрожает смерть.
В крестьянских семьях постоянно находим смешение христианских обрядов с языческими верованиями. Так, после обряда крещения и возвращения из церкви в крестьянской избе происходил обряд приобщения к семейному очагу. Во время этого обряда ребенка подносили к печи (или клали на печь), где, по их убеждению, жил домовой, уговаривая «хозяина» принять нового жильца в дом. При этом обращались и к «родному» (так называли домового), и к православным святым.
Наташа.
Бабушка, а расскажи хоть чуть-чуть, как младенчика крестят?
Бабушка.
В церкви девочку держит на руках крестная мать, а мальчика — крестный отец.
Во время совершения обряда крещения священник опускает младенца в купель и нарекает именем. Раньше имя ребенку давалось того святого, на день памяти которого приходилось рождение ребенка или его крещение, либо на ближайший к этому дню день. Этот день и становился днем ангела ребенка, днем его именин.
И именно его потом и праздновали в семье. Но к наречению именем относились не слишком строго, церковью разрешалось выбрать имя и до рождения. Родители ребенка или его крестные дарили младенцу иконку того святого, в честь которого он был наречен. Предполагалось, что ребенок, когда повзрослеет, прочитает жизнеописание своего небесного покровителя и будет стараться стать таким же добродетельным, как и этот святой. Еще маленького ребенка учили правильно обращаться к своему святому заступнику с такой молитвой: «Святой угоднице Божий, (имя), моли Бога о мне».
Наташа.
Подожди, бабушка. Ты сказала, что праздновали день ангела? А как же день рождения?
Его когда праздновали?
Бабушка.
Да, вот, Наташенька, представь себе, еще в XIX и начале XX вв. не принято было как-то особенно справлять дни рождения. Подтверждение этому находим в книгах того времени, регламентирующих обряды и церемонии, относящиеся к различным событиям в жизни человека. Всё в то время ограничивалось в лучшем случае скромным семейным торжеством, а иногда лишь поздравлениями по поводу дня рождения. Считая духовное рождение гораздо более важным, нежели рождение телесное, а крещение и есть духовное рождение, православные люди дни именин справляли торжественно, особенно, если речь шла об именинах старших членов семьи.
Верхом неприличия считалось не поздравить с днем ангела близкого родственника.
Любопытно, что, посылая приглашение на именинный обед, вместо слова «обед» употреблялось слово «пирог», т. е. звучало это следующим образом: «Просим пожаловать к нам на пирог», под этим понималось приглашение на обед.
В деревнях пеклись пироги, и именинники посылали их с самого утра своим гостям как приглашение на именины. Чем значительнее для именинника был гость, тем больший пирог ему посылался. Сладкие пироги, как знак особого почтения, отправлялись крестным родителям. Гости, в свою очередь, приносили подарки имениннику.
Вообще именинный пирог обязательно присутствовал на столе. Была даже поговорка: «Без блина не масленица, без пирога не именинник».
Начинки пирогов были самые разные: грибы, ягоды, картошка, мясо. Особенно хорошей начинкой считалась рыба и капуста.
Существовал обряд, при котором пирог, испеченный с начинкой из изюма, разламывался над головой именинника, изюм высыпался, а гости при этом желали, чтобы на виновника торжества так же, как изюм, сыпалось бы золото и серебро.
Наташа (смеясь).
Ну, бабушка, надо обязательно узнать, когда у меня день ангела. Ты тогда испечешь мне пирог с изюмом, и мы немножко посыплем им мне на голову.
Бабушка.
Вот ты смеешься, Наташенька, а люди относились к этому торжеству очень даже серьезно. В рекомендациях, даваемых в книгах по этикету того времени, даже специально оговаривались подарки, преподносимые в дни именин.
Это может свидетельствовать о важности для людей этого события.
У царствующих особ было принято после обедни собственноручно раздавать именинные пироги поздравителям. За праздничным столом гости пели имениннику «многая лета». После обеда гости танцевали, играли, веселились. Все желающие могли посылать подарки: красочные открытки с поздравлениями, а дети посылали бумажных ангелочков.
В некоторых книгах, изданных еще до 1917 г. и содержащих различные советы по соблюдению этикета, именины членов семьи относят к так называемым периодическим семейным праздникам, т. е. к таким праздникам, которые ежегодно отмечаются в одни и те же дни, в отличие от случайных праздников, поводом для которых могут быть окончание учебного заведения, получение должности или звания.
Семейные праздники играли важную роль в укреплении связей! между родственниками, воспитывали уважительное отношение друг к другу у младших членов семьи.
Вот и нам с тобой и твоей мамой нужно еще успеть приготовить для крещения и рубашечку, и крестик, и много чего еще. Поэтому давай-ка займемся делами.
Занавес.
Другие сценарии о крестинах: