Упражнения для развития ручной ловкости у младших школьников
Развитие у учащихся ручной ловкости, начиная с 1 класса, — важная задача физического воспитания в начальной школе. Ее достаточно высокий уровень развития — это фундамент успеха в учебной деятельности. В статье о метаниях уже говорилось о развитии ручной ловкости упражнениями с мячами.
Теперь рассмотрим средства ее развития на уроках гимнастики.
Упражнения без предметов
1. И.п. — руки вперед, пальцы разведены. 1 — сильно сжать пальцы в кулак, 2 — держать пальцы сжатыми, 3-4 — разжать пальцы, расслабить кисти, пауза. Левой рукой потрогать мышцы предплечья правой (пишущей) руки. Обратить внимание учащихся, что при хорошем расслаблении мышцы должны быть мягкими.
2. И. п. — руки вперед, пальцы правой руки сжаты в кулак. 1 — разжать пальцы правой и сжать пальцы в кулак левой, 2 — и. п. Сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
3. И. п. — левая рука в сторону, правая вперед, пальцы сжаты в кулак. То же, что и 2.
Упражнения 2-3 можно сопровождать речитативом.
4. Попеременное взаимное давление большим пальцем указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп выполнения постепенно увеличивать. 5-6 серий.
5. Руки с разведенными пальцами лежат на ровной поверхности. Попеременное или одновременное постукивание пальцами по опоре, постепенно ускоряя темп.
6. И. п. — ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременное сгибание-разгибание пальцев. 10-15 раз каждой рукой.
7. И. п. — то же. Сгибание-разгибание кистей в лучезапястном суставе. 10—15 раз каждой рукой.
8. И. п. — то же, но выполнять круговые движения в лучезапястных суставах. По 10 раз в каждую сторону.
9. И. п. — то же. 1 — руки выпрямить вперед, ладони наружу, 2 — и. п.
10. И. п. — руки в стороны, согнуты в локтевых суставах, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти.
11. И. п. — руки согнуты в локтевых суставах вперед, ладони кверху перед собой. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти.
Упражнения с флажками
Предварительно обучить хвату — флажки держать за конец древка, большой палец внутрь, указательный сверху, остальные в обхват. Конец древка составляет как бы продолжение руки.
1. И. п. — флажки вперед. 1 — кисти вверх (флажки вертикально вверх), 2 — кисти вниз (флажки вертикально вниз).
2. То же, но движения флажков разнонаправленные.
3. И. п. — руки с флажками в стороны. Круговые движения в лучезапястных суставах.
4. И. п. — правая рука вперед. Движением кисти в лучезапястном суставе выполнить восьмерку. То же левой рукой.
5. То же, что и 4, но и. п. — рука вперед, флажок вниз. Выполнить упражнения 4-5 раз двумя руками одновременно.
6. И. п. — флажки вперед. Смена хватов: обычного — на хват «как держат ручку», флажок повернуть древком вперед. 10-12 раз в индивидуальном темпе.
Упражнения 1-5 выполнять с максимальной амплитудой движения в лучезапястных суставах. 2—3 серии по 8-10 раз.
Упражнения с лентой
Выполняются после упражнений с флажками. Они способствуют плавности и слитности движений, умению чередовать напряжение и расслабление мышц рук. Длина древка — 25-30 см, ленты — 1м. Лентой выполняют махи, круги, змейки, восьмерки правой и левой рукой.
1. И. п. — руки в стороны. Махи лентой в лицевой плоскости вниз и вверх.
2. И. п. — руки с лентой назад. Махи лентой вперед и назад. Добиваться правильного сочетания движений руки с мягкими пружинящими движениями ног. Завершения движений кистью.
3. И. п. — рука с лентой вперед. Движением кисти выполнить вертикальную змейку.
4. То же, но горизонтальная змейка.
5. И. п. — рука с лентой вперед. Кистью и предплечьем выполнить восьмерку в вертикальной плоскости.
6. И. п. — то же, но кисть вертикально вниз. Выполнить восьмерку в горизонтальной плоскости. Внимание учащихся акцентировать на равномерные движения кистью по максимальной амплитуде.