Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Музыкальная беседа для школьников «Заиграй, моя волынка!»

Музыкальная беседа для школьников «Заиграй, моя волынка!»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с уникальным музыкальным инструментом. Заслышав звуки этого инструмента, молдавские ребята говорят: «Чимпа, чимпа заиграла! Бежим на поляну — будет веселый праздник!» В Грузии говорят: «Гудаствири заиграла — далеко разносится ее густой голос». В Чувашии этот музыкальный инструмент называют «шапар, сарпай», в Удмуртии — «быз», на севере — «шувыр», в Азербайджане — «тулум», в Аджарии — «чибони», в Болгарии — «гайды». Что же это за загадочный инструмент?

Дети рассматривают изображение волынки, отмечают основные части: мешок, дудочки, трости. Педагог предлагает сравнить этот инструмент с животными — кого из животных по внешнему виду напоминает волынка?

Музыкальный руководитель: Волынка представляет собой довольно большой мешок из кожи или пузыря животного, надутый воздухом. В этот мешок вделано несколько трубок. Одна трубка похожа на дудочку, которую исполнитель держит не поперек, а вдоль корпуса, вниз. В ней есть игровые отверстия, как у свирели или других духовых инструментов. На этой трубке, зажимая поочередно отверстия, играют мелодию. Другие трубочки предназначены для исполнения сопровождения мелодии. Каждая может издавать только один звук, гудит по-своему. Когда исполнитель прижимает волынку к себе, а он держит ее перед собой или под мышкой, воздух выходит из мешка через эти трубочки — и они издают монотонные непрерывные звуки, гудят. Поэтому получается маленький духовой оркестр, так как звучит и мелодия, и аккомпанемент.

В Польше и на Украине волынку называли «козой», подмечая внешнее сходство с животным: надутый воздухом продолговатый мешок, из которого торчат длинные трубки, словно ноги, — очень похож на козу. В России это инструмент называют «волынкой», есть даже русская народная песня «Заиграй, моя волынка».

Дети слушают русскую народную песню «Заиграй, моя волынка».

Музыкальный руководитель: Волынка — это древний инструмент, произошел он от рожка и дудочки, археологи в Узбекистане нашли инструмент, возраст которого более 2 тысяч лет.

Дети слушают народные мелодии в исполнении волынки и обсуждают качественные характеристики звучания этого инструмента.

Музыкальный руководитель: Звучание волынки напоминает народные духовые инструменты. Звук у волынки сильный, густой, пронзительный. Она не звучит в домашней обстановке, на этом инструменте играют на открытом воздухе, во время праздников, народных гуляний, или на военных парадах, как это происходит в Шотландии.

Дети рассматривают фотографии с изображением волынщиков, куклу-волынщика.

Музыкальный руководитель: В России известно лишь несколько исполнителей музыкантов-волынщиков. И за границей — это искусство тоже редкость. Волынщики дружат между собой, приезжают друг к другу в гости, обмениваются музыкальными произведениями, мастерством исполнения.

Есть такое выражение «тянуть волынку», смысл ее связан с характером исполнения на этом инструменте. Раньше это выражение употреблялось как комплимент играющему, который умеет извлекать и держать на волынке долгий, ровный звук (сегодня это выражение имеет другой смысл — «делать долго, не спеша»).

Современные музыканты свое мастерство очень бережно хранят и передают из рук в руки. Волынка — это самостоятельный, сольный музыкальный инструмент, но он дружит и с другими инструментами. Волынка может звучать со скрипкой и даже с оркестром.

Педагог предлагает изобразить этот инструмент. Дети рисуют, слушая музыкальные фрагменты произведений в исполнении волынки.