Игра-занятие Полянка мелодий. 3-4 года
Цель: развитие звуковысотного и ритмического слуха,умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Игровой материал: коврик размером 50x150 см., сшитый из квадратов и треугольников разных цветов, на одном из квадратов изображен нотный стан. Набор карточек с изображением птиц: кукушка, сорока.
Рекомендуемые музыкальные произведения: русская народная прибаутка «Сорока-сорока».
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Госпожа Мелодия.
Госпожа Мелодия: Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас на свою Поляну Мелодий. Послушайте, кто из лесных жителей поет эту песенку. (Педагог импровизирует мелодию на слог «ку-ку»).
Дети: Это кукушка.
Педагог демонстрирует карточку с изображением кукушки.
Госпожа Мелодия: Ребята, давайте споем песенку кукушки все вместе и покажем движением руки, как изменяется мелодия.
Дети исполняют попевку с движением руки.
Госпожа Мелодия: Пока мы пели песенку, кукушка спряталась и решила с нами поиграть. Давайте ее позовем на слог «ау».
Дети поочередно импровизируют мелодии на слог «ау».
Госпожа Мелодия: На ваш зов к нам прилетела другая птичка — это сорока (педагог «сажает» птичку на нотный стан). Ребята, обратите внимание на эти линеечки — это нотный стан, здесь живут ноты. Они бывают высокие и низкие. Чем выше линеечка, на которой живет нота, тем выше звучание самой ноты. Вот наша сорока перелетает с линейки на линейку — и получается песенка. Послушайте ее.
Педагог исполняет прибаутку «Сорока-сорока, где была? — Далеко».
Госпожа Мелодия: Давайте вместе с сорокой исполним ее песенку.
Дети исполняют, педагог моделирует направление мелодии движением карточки по линейкам нотного стана.
Госпожа Мелодия: Давайте выберем сороку, и она нам исполнит свою песенку.
Дети импровизируют мелодию на предложенный текст прибаутки, педагог сопровождает импровизации детей движением карточки с изображением сороки.