Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Игра-занятие «Симфонический оркестр». 5-6 лет

Игра-занятие «Симфонический оркестр». 5-6 лет

Игра-занятие «Симфонический оркестр». 5-6 лет

Цель: учить классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра.

Игровой материал: Коврик размером 150 х 150 см, сшитый из разноцветного материала разной геометрической формы. Набор карточек с изображением инструментов симфонического оркестра.

Рекомендуемые музыкальные произведения:

  • скрипка — П.И. Чайковский. «Лебединое озеро» (фрагмент); виолончель— Л. Боккерини. «Менуэт»; контрабас — К. Сенс-Санс. «Слон»; флейта — И.-С. Бах «Шутка»;
  • кларнет — В.А. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром, фрагмент 1-й части;
  • гобой — И.-С. Бах. Концерт для гобоя с оркестром, 1-я часть;
  • фагот — П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (Китайский танец); арфа — П.И. Чайковский. «Лебединое озеро», фрагмент; литавры — Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть;
  • ксилофон, колокола —Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита», фрагмент;
  • тарелки — Э. Григ. «Шествие гномов».

Ход занятия

В гости к детям приходит Фея Музыки.

Фея Музыки: Ребята, в моем музыкальном королевстве случилась беда — Госпожа Фальшь поссорила между собой все инструменты. Инструменты перемешались в оркестре, а место музыки занял хаос. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония и снова стройно и слаженно звучала музыка.

Дети: Как же тебе помочь, Фея Музыки?

Фея Музыки: Вам нужно распределить все инструменты по группам симфонического оркестра. Оркестр — это общий дом всех инструментов, у каждой группы симфонического оркестра есть свое место в этом доме. Какие вы знаете группы инструментов симфонического оркестра?

Дети: Ударные, духовые и струнные.

Фея Музыки: Вот вам карточки — найдите среди них инструменты струнно-смычковой группы и назовите их.

Дети: Скрипки, виолончель и контрабас.

Фея Музыки: Что у них общего?

Дети: Звук извлекают с помощью смычка, и по форме они похожи друг на друга.

Фея Музыки: Давайте на нашем коврике (панно, фланелеграф, доска и т.д.) расположим инструменты струнно-смычковой группы.

Дети выполняют задание — выкладывают на коврике инструменты в соответствии с их расположением в оркестре, слушают фрагменты произведений с солированием скрипки, виолончели, контрабаса.

Фея Музыки: В следующей группе инструментов есть деревянные и медные. Назовите деревянные духовые инструменты.

Дети: Флейта, кларнет, фагот, гобой.

Фея Музыки: Найдите среди карточек медные духовые инструменты и расположите группу духовых на нашем коврике в соответствии с их расположением в оркестре.

Дети выполняют задание, слушают музыку, определяют тембр инструмента.

Фея Музыки: В сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина есть такие строки:

Пушки с пристани палят,
Кораблям пристать велят

Какой музыкальный инструмент симфонического оркестра может изобразить громкий, пронзительный пушечный выстрел?

Дети: Литавры.

Фея Музыки: Правильно вы назвали инструмент и вспомнили его громогласный голос — этот инструмент относится к ударной группе. Все инструменты этой группы объединяет то, что звук извлекается путем удара: по натянутой коже, дереву или металлу. Какие ударные инструменты вызнаете?

Дети: Бубен, тарелки, барабан, колокольчики, колокола, ксилофон.

Фея Музыки: Давайте вместе разместим инструменты этой группы на коврике так, как они располагаются в оркестре.

Дети совместно с педагогом выполняют задание, слушают музыку, подбирают слова-образы, характеризующие тембр инструментов.

Фея Музыки: Может, вы знаете, как называется инструмент симфонического оркестра, который располагается рядом с ударной группой и похож на золотой парус?

У этого инструмента большое количество струн, и под быстрыми пальцами музыканта рождаются потоки струящихся пассажей.

Дети: Это арфа.

Фея Музыки: Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра. Наконец все инструменты заняли свои места, но кого еще не хватает, чтобы оркестр стройно зазвучал?

Дети: Дирижера.

Фея Музыки: Совершенно верно. Поднимет он дирижерскую палочку, ударит легонько о подставку для нот, и... в оркестре воцарится мертвая тишина. Взмахнет палочкой — и все инструменты заиграют слаженно и стройно.

Звучит симфоническая музыка в исполнении оркестра.

Фея Музыки: Как стройно и красиво звучит музыка! Я вам, ребята, очень благодарна, что вы помогли воссоздать гармонию в моем королевстве, но мое время истекло, и мне пора возвращаться в королевство музыки.

Игровое упражнения можно дополнить заданиями: имитировать игру на каком-либо инструменте симфонического оркестра.