Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Музыкальная беседа для школьников «Родственники рояля»

Музыкальная беседа для школьников «Родственники рояля»

Музыкальную беседу предваряет слушание произведения Г. Перселла «Чакона». После этого дети рассматривают альбом с изображением инструментов — органа, клавесина, челесты. Беседа далее проходит у рояля.

Музыкальный руководитель: У каждого человека есть родственники, которые жили когда-то давно, — это прабабушки, прадедушки. И у музыкальных инструментов есть тоже свои родственники. Сейчас вы услышали музыку, которая исполнялась на клавесине — он считается старинным родственником нашего рояля. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое было написано специально для клавесина, и по характеру звучания попробуем представить внешний вид инструмента.

Звучит «Ригодон» Г. Перселла.

Музыкальный руководитель: Как можно охарактеризовать звук этого музыкального инструмента? (негромкий, отрывистый, не очень певучий, но звонкий) Как, по-вашему, может выглядеть клавесин? (дети предполагают, выбирают изображение) Похож ли клавесин на рояль? Чем отличаются эти инструменты? (Дети сравнивают, находят общие черты и отличительные внешние признаки.)

Музыкальный руководитель: Клавесин — это старинный клавишный щипковый инструмент. Когда музы кант-исполнитель играет, нажимая на клавиши, звук возникает при защипывании струны. Для этого в старину использовали птичье перо, а позже — металлические пластинки. Внешне клавесин напоминает маленький рояль, у клавесина обычно несколько клавиатур, которые расположены лесенкой — одна над другой. Кнопки, рычажки и педали существуют для того, чтобы исполнитель мог изменять звучание клавесина.

Внешне клавесин выглядит очень красиво: его корпус украшали рисунками, росписью, а ножки — витыми украшениями (Дети внимательно рассматривают изображение клавесина.)

Музыкальный руководитель: Я хочу вас познакомить с еще одним интересным музыкальным инструментом, который называется «челеста».

Звучит Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Основной инструмент, который звучит в Танце Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», — это челеста. «Челеста» в переводе с итальянского языка означает «небесный». Действительно, звук у этого инструмента прозрачный, звенящий, небесный. Такой тембр челесты связан с тем, что молоточки, которые соединены с клавиатурой, ударяют не по струнам, как в клавесине, а по металлическим пластинам. Поэтому и звучит челеста, как небесный колокольчик.

Педагог предлагает ребятам рассмотреть инструмент и сравнить его с клавесином — выделить сходство и отличия.

Музыкальный руководитель: Клавесин и челеста имеют клавиатуру, у них есть клавиши, и они объединяются в группу клавишных музыкальных инструментов. А сейчас мы послушаем звучание еще одного инструмента, который называют «царем» всех инструментов, — это орган. Сейчас будет звучать Токката и фуга ре-минор И.-С. Баха. Послушайте внимательно «голос» органа, который сравнивают с звучанием оркестра.

Дети слушают Токкату и фугу ре-минор И.-С. Баха и дают характеристики тембру звучания органа и особенностям музыкального произведения.

Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть внешний вид инструмента.

Музыкальный руководитель: Орган появился давно. Это очень большой инструмент, который обладает объемным и мощным звуком. Он имеет несколько клавиатур (которые называют мануалами), расположенных одна над другой. У органа еще есть педальная клавиатура, поэтому на этом инструменте играют не только руками, но и ногами. Если рассмотреть клавиатуру органа, то можно увидеть большое количество рычажков и кнопочек, с помощью которых музыкант-исполнитель изменяет качество звука. Орган может звучать и как флейта — высоко, пронзительно, и как гобой — мягко, немного гнусаво, и как колокольчики, и даже подражать голосу птиц. Орган имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат. С древнейших времен органная музыка была связана с церковными ритуалами и исполнялась в соборах. Позже орган переместился и в концертные залы. Давайте послушаем еще раз звучание этого величественного инструмента.

Дети слушают фрагмент Хорала И.-С. Баха.

Музыкальный руководитель: Если орган — это один из древнейших инструментов, то другой инструмент, который тоже можно сравнить с оркестром, — это синтезатор, появившийся благодаря современным достижениям электронной науки и техники. Синтезатор может имитировать тембры всех музыкальных инструментов, производить всевозможные шумовые эффекты. Это современный электро-музыкальный инструмент.

Педагог предлагает рассмотреть внешний вид инструмента и отметить его особенности и сходство с клавишной группой инструментов.

В заключение беседы педагог демонстрирует возможности музыкального инструмента и проводит музыкальную игру «Угадай, какой инструмент звучит».