Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Музыка
  4. Музыкальные занятия
  5. Музыкальная беседа для школьников «Инструмент с человеческой душой»

Музыкальная беседа для школьников «Инструмент с человеческой душой»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с необыкновенным музыкальным инструментом — виолончелью. Послушайте, как звучит этот инструмент.

Дети слушают фрагменты произведения Ж. Массне «Элегия». После прослушивания дети обмениваются впечатлением о характере звучания и тембре инструмента.

Музыкальный руководитель: У виолончели звук низкий, густой, певучий, он очень похож на голос человека. В этом секрет особой выразительности этого инструмента.
Родина виолончели — Италия. У современной виолончели богатая история, целое семейство виол — это ее старинные родственники. Некоторые предки виолончели были мало похожи друг на друга.

Педагог показывает иллюстрации с изображением старинных инструментов: виола да гамба («ножная» — ока ставилась вертикально, как виолончель), виола да Браччо («ручная» — она держалась левой рукой, как скрипка).

Музыкальный руководитель: 500 лет назад богатые итальянские семьи имели несколько виол, которые звучали в домашних оркестрах. Такие наборы назывались сундуками или консортами.

Виолы были меньше современной виолончели, и звук их — тише и более глухой. Струнами виол служили высушенные и натянутые на инструмент бычьи жилы. Лишь 300 лет назад виолы уступили место виолончели.

Старинные мастера десятилетиями искали и готовили материал, чтобы создать инструмент с певучим и ярким звуком.

Посмотрите, какая затейливая форма у виолончели (педагог демонстрирует изображение инструмента или сам инструмент). Изогнутость линий виолончели связана с характером звука, который она издает. Голос струны отражается внутри корпуса инструмента и разливается в разные стороны — получается как бы многоголосое эхо, поэтому звук виолончели очень выразительный. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое исполняется на этом инструменте.

Звучат фрагменты пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» и сонаты Ф. Шуберта «Арпеджионе».

Музыкальный руководитель: Играют на виолончели сидя, оперев ее о пол специальным шпилем, а звук извлекают с помощью смычка. Но каждый инструмент, созданный мастером, имел свой голос, свои особенности. Существовали даже секреты старинных итальянских мастеров (Николо Амати, Дж. Гварнери). И ни один из инструментов, созданных великим мастерами, не похож друг на друга.

Давайте еще раз насладимся дивным голосом виолончели, а вы, слушая музыку, нарисуйте этот инструмент.

Дети слушают фрагменты произведений: Ф. Госсека «Гавот», Л. Боккерини «Менуэт». По завершении педагог вместе с детьми сравнивает рисунки инструментов и отмечает, что все они не похожи друг на друга, так же как и у старинных итальянских мастеров. Педагог предлагает дома прослушать с родителями пьесу, которая бы исполнялась на виолончели выдающимися виолончелистами.