Музыкальная беседа для школьников «Инструмент с человеческой душой»
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с необыкновенным музыкальным инструментом — виолончелью. Послушайте, как звучит этот инструмент.
Дети слушают фрагменты произведения Ж. Массне «Элегия». После прослушивания дети обмениваются впечатлением о характере звучания и тембре инструмента.
Музыкальный руководитель: У виолончели звук низкий, густой, певучий, он очень похож на голос человека. В этом секрет особой выразительности этого инструмента.
Родина виолончели — Италия. У современной виолончели богатая история, целое семейство виол — это ее старинные родственники. Некоторые предки виолончели были мало похожи друг на друга.
Педагог показывает иллюстрации с изображением старинных инструментов: виола да гамба («ножная» — ока ставилась вертикально, как виолончель), виола да Браччо («ручная» — она держалась левой рукой, как скрипка).
Музыкальный руководитель: 500 лет назад богатые итальянские семьи имели несколько виол, которые звучали в домашних оркестрах. Такие наборы назывались сундуками или консортами.
Виолы были меньше современной виолончели, и звук их — тише и более глухой. Струнами виол служили высушенные и натянутые на инструмент бычьи жилы. Лишь 300 лет назад виолы уступили место виолончели.
Старинные мастера десятилетиями искали и готовили материал, чтобы создать инструмент с певучим и ярким звуком.
Посмотрите, какая затейливая форма у виолончели (педагог демонстрирует изображение инструмента или сам инструмент). Изогнутость линий виолончели связана с характером звука, который она издает. Голос струны отражается внутри корпуса инструмента и разливается в разные стороны — получается как бы многоголосое эхо, поэтому звук виолончели очень выразительный. Давайте послушаем музыкальное произведение, которое исполняется на этом инструменте.
Звучат фрагменты пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» и сонаты Ф. Шуберта «Арпеджионе».
Музыкальный руководитель: Играют на виолончели сидя, оперев ее о пол специальным шпилем, а звук извлекают с помощью смычка. Но каждый инструмент, созданный мастером, имел свой голос, свои особенности. Существовали даже секреты старинных итальянских мастеров (Николо Амати, Дж. Гварнери). И ни один из инструментов, созданных великим мастерами, не похож друг на друга.
Давайте еще раз насладимся дивным голосом виолончели, а вы, слушая музыку, нарисуйте этот инструмент.
Дети слушают фрагменты произведений: Ф. Госсека «Гавот», Л. Боккерини «Менуэт». По завершении педагог вместе с детьми сравнивает рисунки инструментов и отмечает, что все они не похожи друг на друга, так же как и у старинных итальянских мастеров. Педагог предлагает дома прослушать с родителями пьесу, которая бы исполнялась на виолончели выдающимися виолончелистами.