Незнайка на Луне. Сценарий для дошкольников о космосе
Современные дети не мечтают стать космонавтами. Более того, если в ответ на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» слышится «космонавтом», это воспринимается как клише, издевка, уход от ответа. Кажется, мы своими руками закрываем для детей мир космоса, требуя от них более реальных мечтаний. Как быстро, в доступной форме и без особых затрат познакомить детей с особенностями труда и жизни космонавтов, заодно открыв для их воображения новый интересный мир?
У данного сценария-игры есть несколько очевидных плюсов. Во-первых, это увлекательная игра, которая надолго запомнится детям. Во-вторых, она практически не требует дополнительной подготовки. В-третьих, на ее организацию не нужно тратить большие средства.
Особенности
Для проведения игры понадобится не одно помещение (минимум — два, но в таком случае должен быть кто-то, кто подготавливает пространство, пока вы с детьми в другом помещении).
Количество играющих неограниченно — тут все зависит от ваших организаторских способностей. Но если дети играют с вами часто, они гораздо спокойнее и легче воспринимают любую новую затею.
Возраст детей — от четырех лет.
С проведением игры в принципе справится и один взрослый, но лучше, если их будет двое — они смогут передавать детей друг другу, и тогда у каждого будет возможность подготовить следующую площадку.
Реквизит:
- 4 рулона плотной фольги,
- большой зонт,
- несколько обручей, несколько легких мячиков,
- прочное одеяло или покрывало,
- моток тонкой, но прочной белой резинки,
- несколько любых бытовых предметов (нетяжелых и небьющихся),картонные основания от бумажных полотенец или туалетной бумаги,
- цветная бумага, клей, ножницы,
- несколько мягких упаковок фруктового пюре (желательно, чтобы количество упаковок совпадало с количеством детей), мягкие упаковки сметаны и майонеза,
- нарисованная Луна,
- канат или толстая веревка
Подготовка
За неделю до игры.
Провести занятие (например, по «Окружающему миру») о космосе, планетах Солнечной системы, первом полете в космос и т.д.
Почитать книжку (можно несколько глав выборочно) или посмотреть мультфильм «Незнайка на Луне» от начала до момента приземления на Луну. Обсудить.
Нарисовать и/или вырезать изображение Луны.
За день до игры.
Сделать из фольги лунный камень такого размера, чтобы его было удобно взять ребенку двумя руками. Приготовить реквизит. Сделать образец подзорной трубы. Заготовить космическое питание — обернуть фольгой коробки с пюре, сметаной, майонезом.
Изготовить «Луну» (изображение Луны, нарисованное на листе бумаги и вырезанное по контуру).
За час до игры.
Подготовить место и все необходимое для изготовления подзорных труб. Развесить на резинках предметы в зоне невесомости. Для этого подойдут мягкие игрушки, легкая детская пластиковая посуда и т.п. Также вне досягаемости для детей можно подвесить более потенциально травматичные, но неожиданные предметы — веник, ботинок и т.п.
Подготовить зону космического корабля, обернув фольгой стульчики и как можно большее количество предметов вокруг.
Разложить необходимый реквизит в зоне прилунения.
Сцена 1.
Мастерская Стекляшкина
Дети усаживаются вокруг столов.
Ведущий:
Здравствуйте, коротышки! Да-да. Я сказал: «Коротышки», но я не хотел никого обидеть. Все дело в том, что сегодня мы с вами будем играть в Незнайку и его друзей. А они сами себя так называли — коротышки. Итак, меня зовут Стекляшкин. Я — известный звездочет и астроном. И с моей помощью вы, уважаемые коротышки, отправитесь на Луну. Но прежде давайте познакомимся. Как зовут меня, вы уже знаете, теперь решим, как будут звать вас.
(Вместе с детьми подбираем детям имена из «Незнайки» и/или выдумываем похожие. Не страшно, если у вас будет, например, четыре Знайки или по три Винтика со Шпунтиком.)
Ну, вот, теперь, когда мы знаем, кто из вас кто, настало время готовиться к полету. Без чего нельзя отправиться на Луну? (...) Вы всё говорите правильно, но еще на Луну нельзя отправиться без... Луны. Как же мы полетим туда, если даже не знаем, где она?!
Я как астроном ответственно заявляю — нельзя обнаружить Луну без подзорной трубы. Ну что, сделаем себе подзорные трубы? Берите все, что нужно для хорошей подзорной трубы.
Дети вместе со взрослыми «делают» телескопы, украшая картонные трубы блестками, цветками и прочим.
Ведущий:
А теперь давайте все посмотрим в трубу и найдем Луну.
Дети в свои трубы осматривают стены и обнаруживают Луну, висящую на одной из стен.
Ведущий:
Все молодцы. Теперь мы нашли Луну и точно знаем, куда лететь. Но это еще не все приготовления перед полетом. Теперь нам надо пойти на тренировку по невесомости в специальный тренировочный центр. Но будьте осторожны: там невесомость. Поэтому, чтобы не улететь, вам надо сразу сесть на стульчики и держаться за них. Вы готовы?
Сцена 2.
Тренировочный пункт
Дети рассаживаются на скамеечки. К потолку привешены на резинках игрушки и прочие вещи как бы в невесомости. У ведущего в руках лунный камень (сделанный из большого количества фольги).
Ведущий:
Пожалуйста, внимательно прослушайте правила поведения в тренировочном центре невесомости. Вы будете проходить тренировку один за другим. Тот, кто успешно пройдет тренировку, получит от меня в руки специальный лунный камень. Вот он. Остальные должны сидеть и крепко держаться за стульчики, чтобы никого не унесло в невесомость.
Дети с лунным камнем в руках по очереди выходят на середину комнаты и, следуя указаниям ведущего, ложатся на одеяло. Затем двое взрослых берут одеяло за уголки и раскачивают, словно гамак. Особо смелых детей можно даже несильно встряхнуть.
После того как всех покатали, можно разрешить детям потрогать подвешенные предметы и немного поиграть с ними.
Ведущий:
Вот теперь, после тренировки, я вижу, что все коротышки готовы к путешествию в космос. Прошу на космический корабль.
Сцена 3.
Космический корабль
В космическом корабле стоят стулья по числу детей, плюс один, напротив — для ведущего. Стулья обернуты фольгой и расставлены в удобном ведущему порядке.
Ведущий:
Уважаемые космонавты! Занимайте места в корабле и не забудьте пристегнуться. (Для этого можно привязать к каждому стулу пару веревочек, а можно и просто обозначить пристегивание.) Начинаем обратный отсчет до старта.
Ведущий хором с детьми считает от девяти до нуля. После слова «Пуск!» начинает легко подпрыгивать на своем стуле, имитируя стартовую вибрацию корабля. Предлагает детям сделать то же самое.
Ведущий:
Фу-у-у. Еле взлетели. Похоже, наш корабль перегружен. Ой, правда! Наш повар Сиропчик положил нам с собой очень много космической еды. Но какая-то годится в пищу, а какая-то — нет. Сейчас мне потребуются несколько отважных добровольцев, готовых попробовать не только земную еду, но и еду для жителей Марса.
Несколько смелых ребят пробуют по чуть-чуть из разных мягких упаковок, обернутых фольгой. Теоретически они должны отсеять сметану и майонез и оставить пюре. Но возможны варианты. Тут важнее пойти за ребенком и сделать так, как он решил.
Ведущий:
Большое спасибо добровольцам! Теперь мы сможем ненужные нам марсианские продукты отослать на ближайшей космической постовой станции на Марс. А теперь пришло время проверить, разбираетесь ли вы в космосе, как настоящие космонавты.
Задаются вопросы на повторение пройденного материала.
Ведущий:
Какие молодцы! Теперь я знаю, что все коротышки хорошо разбираются в космосе. Но нам настала пора приземляться. Точнее, прилуняться. Проверьте, хорошо ли вы пристегнуты.
После традиционных тряски и обратного отсчета корабль благополучно прилуняется.
Сцена 4.
На Луне
Ведущий:
Мы с вами попали на Луну, но все не так просто. Нам предстоит решить еще много проблем, пройти много испытаний.
Эта стадия приключения нужна для того, чтобы дети могли подвигаться, а воспитатели — порешать разного рода внутригрупповые задачи. Соответственно, упражнения подбираются в соответствии с задачами, а помещение и реквизит — в соответствии с выбранными упражнениями.
Если перед группой стоит задача сплочения коллектива и отработки взаимовыручки, то можно порекомендовать следующий набор упражнений.
Метеоритный дождь.
Все дети должны укрыться под одним зонтиком или одеялом от падающих мячиков (кидает ведущий). Так, чтобы ни одна пяточка не торчала.
Собирание лунных камней.
Хорошо делать после метеоритного дождя. Дети должны быстро-быстро собрать все разбросанные камни в корзину.
Спасение космического корабля.
Дети должны, взявшись все вместе за канат, стянуть ведущего со стула или, если стул на колесиках, прокатить его по комнате.
Лунное болото.
Вся команда должна перебраться из одного конца комнаты в другой, используя два, три, четыре обруча (в зависимости от количества коротышек). Наступать можно только на территорию внутри обруча.
Ну, и конечно же в конце нужно поздравить всех коротышек с удачным прохождением всех испытаний, поблагодарить за интересное путешествие и, по возможности, подарить каждому по упаковочке космического питания.
см. также: