Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии для дошкольников
  5. Путешествие по сказкам. Учим цифры и звуки

Путешествие по сказкам. Учим цифры и звуки

Задачи:

  • формировать умение составлять и решать простые задачи;
  • обобщить знания о звуках;
  • развивать связную устную речь, зрительную память, фантазию, воображение, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:

  • куклы-персонажи;
  • музыкальное сопровождение для физкультминуток;
  • задачки в картинках;
  • образец рисунка, скон­струированного из счетных палочек;
  • книга сказок К. И. Чуковского;
  • сказки «Колобок», «Лиса, Заяц и Петух», иллюстрации к этим сказ­кам и разрезная мозаика.

Школьные принадлежности:

  • цветные карандаши,
  • ножницы,
  • счет­ные палочки.

Девятое занятие из цикла "Страна знаний"

Ход занятия

Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (2—3 мин)

— Сегодня к нам пришли необычные гости. Догадайтесь, кто это?

Педагог читает загадки, а дети называют сказочного героя и сказку (демонстрируется отгаданный сказочный персонаж):

«Золотое яйцо снесла, скоро простое снесу».
(Курочка Ряба.)

«Я встретил Зайку, Волка и Медведя. Скоро встречу я Лису».
(Колобок.)

«Нам не страшен Серый Волк!»
(Три Поросенка.)

«Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби».
(Волк из сказки «Волк и Лиса».)

Ступы нет.
Украл Лешак.
Не найду метлу никак.
Люди добры, помогите,
Мои вещи отыщите!
(Баба Яга.)

— Баба Яга потеряла ступу и метлу.
(Педагог показывает иллюстрацию ступы.)
В ней мы можем отправиться в путеше­ствие по сказкам.
(Детям предлагается «сесть в ступу и поле­теть в сказку»)

В гостях у К. И. Чуковского (9—10 мин)

Педагог демонстрирует книгу сказок К. И. Чуковского и пред­лагает детям отгадать загадки:

Лечит бабочек, шмелей.
Лечит птиц он и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).

— Кто приходит лечиться к Айболиту?

Дети называют животных, а педагог читает отрывок из сказки:

Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
— Ой, меня укусила оса!
И пришел к Айболиту барбос:
 — Меня курица клюнула в нос!
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой мальчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

Зайке было очень больно. Какие он произносил звуки?

Педагог предлагает детям с интонацией жалости произнес­ти гласные звуки, используя изображения зайчиков из занятия → По загадочным странам на ковре-самолете.

Какие это звуки? Почему их называют гласными?
Послушайте следующую загадку и скажите, про кого она.
Как называется эта сказка?

В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(Комарик из сказки «Муха-Цокотуха».)

— Кто приходил на именины к Мухе? Какие звуки они про­износят? Как одним словом можно назвать эти звуки?
— А эта загадка про одну бабушку, послушайте:

Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда? Куда?»
Ну, а кто-то громко плачет
От досады и стыда.
(Бабушка Федора из сказки «Федорино горе».)

Чтобы нам помочь бабушке вернуть посуду, нужно на­звать, что от нее убежало, произнести первый звук и дать это­му звуку характеристику.
(Например, сито: [с’] — согласный, мягкий, глухой; блюдца: [б] — согласный, твердый, звонкий; метла, топоры, ножи, утюг, кастрюли, корыто, кочерга, чайник, стаканы, сковорода, стол, чашки, вилки, бутылки, самовар.)

Вывод:
звуки бывают гласные и согласные, а согласные бы­вают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Физкультминутка (1— 2 мин)

Выполняется под музыку с чередованием темпа.
Педагог предлагает детям «сесть в ступу и полететь дальше».

В гостях у Ивашки из Дворца пионеров (10—12 мин)

— Догадайтесь, в какую сказку мы попали:

В сказке небо синее.
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня!
Реченька, спаси меня!
(«Гуси-Лебеди».)

— Гуси-Лебеди унесли от сестрицы Аленушки непослушно­го Иванушку. А еще Гуси-Лебеди похитили сообразительного Ивашку из Дворца пионеров. Он, в отличие от Иванушки, не ждал, пока к нему придут на помощь, а сам справился с при­ятелями Бабы Яги.
(Педагог предлагает детям вспомнить, как он справился с Кощеем Бессмертным и Котом.)

— Ивашка хочет научить нас сообразительности. Что такое сообразительность?
(Дети высказывают свои предположения.)
Вы знаете, как из двух разных квадратов сделать два одинако­вых? Хотите, вас Ивашка научит?

Практическая работа

Детям предлагается в зависимости от того, какой первый звук в слове, закрасить квадраты в синий (согласный твердый) и зеленый (согласный мягкий) цвет (рис.).

Путешествие по сказкам. Учим цифры и звуки

Слова: теремок, мужик, комар, лиса, волк, петушок, дрозд, пчела, лебеди, Федора, тараканы, печка.

— У нас получились два одинаковых квадрата. Их нужно разрезать и сложить, меняя части местами так, чтобы получи­лись два одинаковых двухцветных квадрата (рис.).
(При затруднении педагог помогает.)

Путешествие по сказкам. Учим цифры и звуки

Физкультминутка «Узнай сказочный персонаж»

Выбирается ведущий, который будет отгадывать сказочных Персонажей, а остальные под музыку (музыкальное сопровож­дение длится 20—30 секунд) изображают их.
Если все герои отгаданы, то выбирается новый ведущий.

— А сейчас Ивашка хочет поиграть с вами.

Игра «Превращение палочек»

При помощи счетных палочек выложить цифры 1, 3, 6, 7, 8, 9.
Цифру 1 превратить в 7, 8 — в 3, 6 — в 9, 9 — в 6, 3 — в 5, 8 — в 0.

Игра «Запомни и построй»

Работа в парах.
Детям предлагается запомнить рисунок, сконструированный из счетных палочек, посчитать, сколько потребуется палочек.
Затем рисунок убирают, и ребенок вос­производит его самостоятельно (рис.).

Путешествие по сказкам. Учим цифры и звуки. Сценарий занятия

— Ивашка очень рад, что вы такие сообразительные, внимательные. А умеете ли вы решать задачки? Ивашка сейчас проверит.

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Один — у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(Три.)

Раз к зайчонке на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(Четыре.)

Пять ребят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их в футбол играет?
(Четыре.)

Вот грибочки на лужайке
В желтых шапочках стоят;
Два грибочка, три грибочка.
Сколько вместе будет?
(Пять.)

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
(Пять.)

Молодцы! Вы задачки решили, а сейчас по картинкам составьте задачи для Ивашки и решите их.

Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для глаз» (см. занятие → На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки)

Педагог предлагает детям «сесть в ступу и полететь дальше».

В гостях у русских народных сказок (10—12 мин)

— Мы прилетели в гости к русским народным сказкам. Почему они называются русскими народными сказками? Ка­кие сказки вы знаете? Догадайтесь, в какие сказки мы попали.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался!
(Колобок.)

Педагог демонстрирует книгу «Колобок».

Вот Петя,
Храбрый Петя!
Зайку успокоил
И Лису прогнал.
(Лиса. Заяц и Петух.)

Педагог демонстрирует книгу «Лиса, Заяц и Петух».
Дети делятся на две команды: «Колобок» и «Лиса, Заяц и Петух».
Педагог показывает фрагменты иллюстраций к сказ­кам, а дети, в зависимости от того, какая сказка, собирают их.
После того как розданы все фрагменты и собрана иллюст­рация, детям предлагается, по желанию, рассказать сказку.

Подведение итогов, рефлексия (3 мин)

Педагог предлагает детям «сесть в ступу и полететь домой».

Вам понравились игры Ивашки из Дворца пионеров? Какие?
Какие задания вам было сложно выполнить?
В каких сказках мы побывали?
Про какие звуки нам напомнили сказки «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»?
За что вы любите сказки?
Я расскажу вам по секрету, что сказкам очень нравится, когда их читают сами дети. Вы пойдете в школу и научитесь читать сказки сами.

  • страна знаний