Игра-занятие для детей 5-6 лет. Игра в спектакль
Цели: приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма.
Материал и оборудование: подручные средства для импровизированного спектакля; мягкая игрушка гусь.
Ход занятия
Воспитатель приносит на занятие мягкую игрушку гуся и спрашивает, знают ли дети сказку про эту птицу. Дети называют сказку «Как гуси на юг собрались» (см.Игра-занятие для детей 5-6 лет. Улетели птицы вдаль). Воспитатель напоминает детям, что они не только слушали, но и смотрели сказку в кукольном театре, и предлагает детям поиграть в спектакль.
Подготовка к спектаклю-импровизации
Методика проведения. Воспитатель спрашивает, что нужно для того, чтобы спектакль состоялся. Дети предлагают ответы: нужны актеры, сцена, зрители, билеты, афиши, декорации, костюмы, музыка.
Воспитатель предлагает играть спектакль с помощью того, что есть под руками, потому что времени на длительную подготовку нет, а сказку разыграть хочется. Воспитатель предлагает одной группе детей заниматься устройством сцены, а другой - созданием билетов и афиши.
Дети первой группы вместе с воспитателем ищут подходящие атрибуты и декорации для игры. Находят кубики и ими обозначают на полу, на ковре озеро. Берут стулья и перегораживают место для гнезда гусей, там будет их дом. Находят светлые накидки-пелерины в уголке для подвижных игр - это будут крылья. Таким образом, подготовлена сцена, найдены костюмы.
Воспитатель просит вторую группу детей сделать билеты. Дети под руководством воспитателя отрывают кусочки бумаги (режут) или находят готовые «билеты»: фантики, лежащие в коробке; старые открытки и т. д. Афишу рисуют сообща. Для этого берут большой лист (вполовину ватмана) и рисуют коллективную картину, соответствующую содержанию сказки. Это может быть изображение озера, гусей, гусиной семьи и др. Все это достаточно сделать схематично, а можно и детально (заранее).
Затем дети и воспитатель переходят к постановке. В фонотеке сообща находят кассеты с музыкальными записями. Отбирают музыку для вступления, для сцены схватки волка с гусями и для заключения. Характер музыкальных отрывков обсуждается со всеми вместе. Дети сами заключают на основе прослушанной музыки, подходит ли эта музыка для данной сцены или нет. Воспитатель предлагает детям не более двух вариантов музыки для одной сцены.
Дети вполне могут выбрать подходящий вариант. Отобрано должно быть всего две-три записи. (Одна запись может использоваться на вступление и на заключение.)
Потом отбирают претендентов на роли. Руководствоваться следует только желанием самих детей.
Проведение спектакля-импровизации
В спектакле заняты четыре участника. Воспитатель дает возможность детям проиграть сказку несколько раз в течение последующих дней, в том числе и в свободное время. Можно в течение одного спектакля давать одни и те же роли играть разным детям, как по цепочке: в первой сцене одни участники, в другой - другие.
Так дети чередуются в роли зрителей и в роли актеров. Сказка запоминается быстро, поэтому и роль ведущего со временем отдается детям. На первых порах внимание сосредоточивается на целостности проигрывания сказки, без лишних остановок. Далее, когда текст запоминается лучше, следует обращать внимание на интонации и жесты, мимику и позы.
После проведения импровизированного спектакля воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им играть в спектакль, какие трудности они испытали.
В конце занятия воспитатель предлагает сыграть детям в «Гуси-лебеди игру» (стихотворение А. Барто).
Гуси-лебеди игра
Малыши среди двора
(Дети водят хоровод.)
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк Василий.
(Волк выходит в круг.)
- Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой.
Волк на них и не глядит,
(Дети хлопают в ладоши.)
Волк на лавочке сидит.
(Волк стоит руки в боки.)
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь?
(Маруся спрашивает волка.)
Говорит Маруся.
- Раз ты волк,
(Гусь шипит на волка.)
Так ты не трусь! -
Закричал на волка гусь.
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
(Волк показывает воображаемую грушу.)
- Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас.
(Бежит за детьми. Дети разбегаются.)
В конце занятия воспитатель включает веселую плясовую музыку.