Игра-занятие для детей 5-6 лет. Играем в профессии
Цели: дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар - плохой повар); побуждать к включению в игру-импровизацию.
Материал и оборудование: атрибуты для сюжетно-ролевой игры (в поваров, в парикмахеров, в швею); костюмы (повара, швеи, парикмахера).
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о том, что он пошел недавно в одну столовую обедать и, когда взял винегрет, увидел, что все овощи в нем так некрасиво нарезаны, что есть этот винегрет сразу же расхотелось.
Потом воспитатель показывает куклу Олю. Она вышла из парикмахерской.
Воспитатель.
Посмотрите, какая у нее прическа. Вам нравится?
Очень красивая прическа. А вот пришла из ателье Лиза. Она там заказывала себе платье. Но что это? Вы видите, как сшито платье? Вам нравится?
Дети рассматривают платье куклы Лизы: один рукав короче другого, платье все перекошено, измято.
Воспитатель.
Дети, скажите, почему такое некрасивое платье у Лизы?
Дети вместе с воспитателем выясняют, что платье некрасиво потому, что оно плохо сшито. Винегрет выглядит непривлекательно потому, что плохо приготовлен. Прическа кажется красивой потому, что хорошо сделана. Воспитатель задает вопросы, кто сделал такой винегрет, такую прическу, такое платье. Это повар, парикмахер, швея.
Воспитатель.
Мы хотим, чтобы все вокруг было красивым.
Для этого надо, чтобы было больше хороших мастеров. Мастер - это человек, который умеет делать все хорошо: и готовить обед, и делать прически, и шить платья. Кукла Таня решила пойти пообедать в кафе. Как вы считаете, какой повар работает в этом кафе, хороший или плохой? Давайте узнаем.
Игра в повара
Воспитатель выводит ребенка в белом колпаке - повара. Он подходит к кукле Тане, которая сидит за столом.
Повар.
У меня готов обед,
Вот со свеклой винегрет,
Все нарезал аккуратно:
Взял и перчик я салатный,
И огурчик, и картошку,
И морковочки немножко.
Борщ я с гренками сварил.
Капусты, свеклы положил,
Не забыл приправу.
Вкусный борщ, на славу!
Воспитатель.
Как вы считаете, ребята, старался наш повар? Старался. Значит, этот повар старательный, трудолюбивый. Давайте спросим у Тани, понравился ей обед? Таня кивает нам головой. Нужно пригласить других кукол в это кафе? Давайте пригласим всех, кто желает. Берите своих кукол-дочек, мишек-сыночков и идите в кафе. А кто будет помогать разносить еду? Лена, Коля, вы будете официанты.
Примечание. Дети играют в игру на предложенный сюжет. Они сами обустраивают место для игры: ставят столики и стулья для своих кукол; надевают переднички куклам; играют и роли официантов - разносят обед; потом кормят своих деток. Это дает возможность детям играть более свободно, вживаясь в роль.
Игра в парикмахера
Воспитатель.
Посмотрите, к нам пришел парикмахер. Давайте посмотрим, как он работает. Если он хороший парикмахер, мы обязательно поведем к нему своих детей.
Воспитатель выводит ребенка, исполняющего роль парикмахера.
Парикмахер.
У меня в кармашке щетка,
А на полке - бигуди,
Если хочешь быть с прической,
Ко мне смело приходи.
Я расставлю все шампуни,
Кремы, повяжу манишку,
И в хорошем настроены!
Буду делать стрижку.
Воспитатель.
Ребята, скажите, это хороший парикмахер?
Тогда надо сделать прическу. Кто хочет постричься?
Начинается работа в парикмахерской: дети по одному подходят к парикмахеру; они приводят кукол на стрижку; потом воспитатель предлагает детям тоже побыть в роли парикмахера.
Игра в мастера по пошиву одежды
Воспитатель.
К нам пришел настоящий мастер, он шьет одежду: брюки, платья, блузки, сарафаны, костюмы. Давайте его послушаем.
(Выходит мальчик в костюме мастера (фартук, нарукавники).)
Мастер.
С мелом я стою в руках:
Расчерчу один рукав,
Наметаю по подолу -
Платье новое готово!
Приходите, модницы,
Работа будет спориться!
Воспитатель.
Ребята, вам понравился этот мастер? Мастер, мы закажем у вас одежду. Дети, обращайтесь к нему. Кому что сшить?
Дети по очереди подходят к мастеру и заказывают одежду.
Мастер берет сантиметровую ленту (веревку или воображаемый предмет) и начинает принимать заказы (измерять, записывать пожелания и т. д.). Воспитатель предлагает детям расширить работу по пошиву одежды и открыть ателье. Дети, по желанию, становятся закройщиками, швеями, клиентами. С помощью воспитателя они расширяют игру, придумывая дополнительные профессии и ситуации.
Приведем пример.
Закройщик.
Здравствуйте, что вы хотите заказать?
Клиент.
Пальто.
Закройщик.
Из чего шить?
Клиент.
Из теплого материала.
Закройщик.
Покажите.
Клиент.
Этого хватит?
Закройщик.
Хватит. Получите квитанцию. А теперь идите к мастеру. Он будет измерять материал.
Примечание. Тематика такой свободной игры может быть довольно широка: дети обмениваются впечатлениями о посещении ателье, о наличии услуг, принимают на себя разные роли.
В конце занятия воспитатель делает общие выводы о том, как важно быть в профессии умелым, знающим, трудолюбивым. Затем он предлагает игру «Играем в профессии».
Игра в профессии
Роли и исполнители: повар, парикмахер, швея.
Дети.
Мы играем возле дома
(Идут по кругу.)
В дочки-матери и в почту.
Только маленькая Тома
(Выходит в круг Тома.)
Дочкой Лены быть не хочет.
(Все хлопают. Тома имитирует движения.)
Хочет Тома быть пожарным
Или быть милиционером,
Или поваром быть главным,
Или школьницей примерной.
Говорим мы нашей Томе:
(Грозят пальцем.)
Все профессии важны,
Знают дети в нашем доме:
Все профессии нужны.
Повар.
Если нет хорошей каши,
(Выходит в круг с кастрюлькой и половником.)
Аппетитных нет котлет,
Это значит, что у Маши
И Даши, и у Глаши
Настроенья тоже нет.
Парикмахер.
Я возьму свою расческу,
(Выходит в круг с расческой.)
Проведу по волосам,
И красивую прическу
Маме сделаю я сам.
Швея.
В ателье к нам приходите,
(Выходит в круг с ножницами.)
Я сошью вам, что хотите.
Блузку, платье и пальто,
Брюки, кофту и манто.
Дети.
Будем мы расти, учиться,
(Все ведут хоровод.)
Нам лениться - не годится,
Станем лучшими во всем,
Кто швеей, а кто врачом.