Изумрудный город. Литературно-познавательная игровая программа по станциям для детей младшего школьного возраста
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и представляет собой путешествие по творчеству детских писателей В. Катаева. А. Волкова, К. Чуковского, Н. Носова, Э. Успенского.
Станция «Незнайка и его друзья»
I. Вставьте слово, пропущенное в названии произведений Николая Носова:
- Мишкина.......(каша).
- Витя.......(Малеев) в школе и дома.
- Бобик в гостях у........(Барбоса).
- Приключение.....(Незнайки) и его друзей.
- ............(Незнайка) на Луне.
- Дневник......(Коли) Синицына.
- Живая.......(шляпа).
- Незнайка в......(Солнечном) городе.
- Приключения.......(Толи) Клюквина.
II. Викторина
1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?
— Незабудок;
— Колокольчиков;
— Одуванчиков.
2. Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных инструментах. Все слушали музыку и хвалили. Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?
— Барабан;
— балалайку;
— гармошку.
3. После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?
— Пончик;
— Торопыжка;
— доктор Пилюлькин.
4. Однажды Винтик и Шпунтик ничего никому не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и ничего никому не показывали. Что они мастерили?
— Пылесос;
— автомобиль;
— воздушный шар.
5. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?
— Пять дней;
— неделю;
— десять дней.
6. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и зубной
порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...?
— Горький;
— безвкусный;
— невкусный.
7. Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочный материи. Из чего был сделан мост?
— Из прутьев;
— из стеблей льна;
— из коры березы.
8. Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?
— С Медуницей;
— с Кнопочкой;
— с Селедочкой.
III. Игра "Всезнайка".
Команда, пришедшая на станцию, делится на две части и получает конверты. В них карточки с буквами. Надо быстро собрать слово.
Л, А, С, П, И, Т, И, Л, Н — пластилин.
Станция «Доктор Айболит»
I. Игрокам демонстрируют коробку с карточками. На них изображены вещи. Ребята должны помочь найти владельцев. Надо не только назвать, кому принадлежала вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится.
Карточки
— Телефон. (У меня зазвонил телефон.)
— Воздушный шарик. (А за ним комарики на воздушном шарике.)
— Мыло. (Тут и мыло подскочило.)
— Блюдце. (А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля.)
— Калоша. (Пришлите мне дюжину новых калош.)
— Термометр. (И ставит, и ставит им градусники.)
— Самовар. (Пошла муха на базар и купила самовар.)
— Мочалка. (А от бешеной мочалки я помчался, как от палки.)
— Метла. (А метла-то, а метла весела, заплясала, заиграла, замела, ни пылинки у Федоры не оставила.)
II. Игра «Доктор Айболит».
Устанавливаются кегли, их количество на 2 меньше, чем участников игры. По сигналу первый «Айболит» бежит до определенной отметки и возвращается обратно: он проделал путь в Африку. По возвращении он достает из коробки кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники (под мышку), кроме последнего.
Последнему он отдает коробку из-под кеглей, сам же уходит в сторону, выбывает из игры. Игрок, получивший коробку, быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что и первый игрок. Нельзя ронять кегли (помните, что градусники бьются). Если уронили, то поднимите. Игра заканчивается, когда остается один Айболит и ни одного больного.
I. Викторина «Ромашка».
Команда получает цветок с разноцветными лепестками, отрывая лепесток, на обратной стороне дети находят вопрос и отвечают.
- Сколько баранок купила девочка Женя в магазине? Для кого? Каких? (7 штук; 2 с тмином для папы, 2 с маком для мамы, 2 с сахаром для себя, 1 розовую маленькую для брата Павлика.)
- Какие волшебные слова надо сказать, чтобы лепесток исполнил желание? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели.)
- Перечислите 7 желаний, которые выполнил цветик-семицветик для Жени? (Чтобы я была дома с баранками; чтобы мамина любимая ваза сделалась целой; чтоб я была на Северном полюсе; чтоб я очутилась на нашем дворе; чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои; чтобы игрушки убирались обратно в магазин; чтоб Витя был здоров.)
- Назовите 7 медведей, которые вышли из-за льдины навстречу Жене? (1-й — нервный, 2-й — злой, 3-й — в берете, 4-й — потертый, 5-й — помятый, 6-й — рябой, 7-й — самый большой.)
- Как повели себя постовые милиционеры, когда увидели, что на город надвигается туча игрушек? (Влезли на фонари и не знали, что им делать.)
- Назовите, какого цвета были лепестки у цветика-семицветика? (Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой.)
- Что отвлекло Женю, когда она доставала с полки мамину вазу, чтобы поставить в нее цветок? (За окном пролетали вороны. Семь или восемь? Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы.)
По горизонтали:
2. Народ, который получил свое название от недостатка, с которым долго боролась волшебница Стелла, но не смогла победить? (болгуны)
4. Как звали жителей фиолетовой страны, которых должна была спасти Элли, чтобы Гудвин вернул ее домой? (Мигуны)
6. Смотри рисунок. Показать рисунок. (Дровосек)
8. Что носят жители Изумрудного города. (Очки)
10. Страж Изумрудного города? (Фарамонт)
12. Смотри рисунок. Показать рисунок. (Страшила)
14. Веселый песик с черной шерстью, остренькими ушками и маленьким забавно блестевшими глазками, из-за которого Элли попала в волшебную страну. (Тотошка)
16. Что погубило злую волшебницу Бастинду? (Вода)
По вертикали:
1. Элли научила Страшилу, Дровосека, Льва самому дорогому, самому лучшему на свете — чему? (Дружбе)
3. Кто исполнял желания владельца волшебной шапки Бастинды? (Обезьяны)
5. Сколько раз могла выполнить желания шапка Бастинды? (Три)
7. Как звали злую волшебницу Голубой страны, вызвавшую ураган? (Гингема)
9. Кто совершил путешествие в фургоне, поднятым ураганом, из Канзаса в Волшебную страну? (Элли)
10. Как звали служанку Элли во дворце волшебника Гудвина? (Флига)
11. Какой подарок от мигунов получил Лев? (Ошейник)
13. Кто был отец Элли Джон? (Фермер)
15. Кто повесил доску с надписью: «Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!»? (Людоед)
17. Как звали пса соседей Элли из Канзаса? (Гектор)
18. Сколько глаз у злой волшебницы Фиолетовой страны Бастинды? (Один)
19. Смотри рисунок. Показать рисунок. (Лев)
20. Как звали королеву полевых мышей, которую спас от кота Дровосек? (Рамина)
Станция «Деревня Простоквашино»
I. Назовите героев. Подберите картинку по мультфильму Дядя Федор, пес и кот, или по любому другому мультику.
Пример: Дядя Федор, пес Шарик, Матроскин, папа, мама, корова Мурка, теленок Гаврюша, галчонок Хватай-ка, тетя Дяди Федора, почтальон Печкин.
II. Соберите слова
КЕ | ПЫ |
ОК | ТИ |
РЕ | БЕР |
ПОЧ | НЯ |
ОХО | ДУК |
ГРИ | БЫ |
СУН | ТА |
ПЕС | КА |
ДЕ | НО |
БО | ТА |
ЛА | ДЫ |
III. Найдите 10 отличий.