Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику

Сценка на 23 февраля

Данный вариант представляет собой театрализованную историко-литературную музыкальную постановку.

Действующие лица

  • Петр I
  • Боян
  • Воины русской дружины
  • Половцы
  • 1-й чтец
  • 2-й чтец
  • 3-й чтец
  • танцующие вальс
  • Стрельцы
  • Гусары
  • Исполнитель песни «Журавли»

Боян

Русь широкая,
Русь привольная.
Есть где разгуляться
Добру молодцу.
Как ни постоять
За землю родную,
Как ни побороться
С лютым ворогом!

Звучит фонограмма боя русской дружины. В это время на сцене идет демонстрация боя русичей и половцев.
1-й чтец читает «Плач Ярославны».
Воинов русской дружины сменяют Солдаты времен Петра. Они выходят под фонограмму песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
За ними появляется Петр 1.

Петр I

Воины, пришел час, который решит судьбу России.
Не должно вам помышлять в бою, что сражаетесь вы за государя, но за государство, за Отечество, за род свой и за православную веру свою. Будем мы в России галеры возводить да суда строить. А посему морским судам быть! Быть флоту российскому!

Звучит барабанная дробь.
Петр и Солдаты покидают сцену.
На смену им выходят Гусары. Они исполняют песню «Давным-давно» из кинофильма «Гусарская баллада».
Звучит вальс. На сцене танцуют 3 пары.
Внезапно музыка обрывается, и звучит фонограмма песни «Священная война». Юноши и девушки прощаются и уходят в разные стороны. Исполняется песня «Журавли».
На последних тактах песни на сцену выходят все участники композиции. Музыка замолкает, и в тишине звучат слова второго чтеца.

2-й чтец

Вам, воины былых сражений,
Чья молодость закалена в бою,
Приносим мы любовь, и уважение,
И светлую признательность свою.

Сценка на 23 февраля

У войны не женское лицо... Сценарий для 9 - 10 классов

Ведущая: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

(На сцену входят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Ведущая: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...

1-я девушка:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

2-я девушка:

Шли женщины - и на плечах лопаты.
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять».
На тетю Дашу, рядом с нами жившую.
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на нее, вдову красноармейскую.
Усталую, упрямую, и резкую.

Ведущая: В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному
балу, первая любовь, мечты о будущем...И война. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

1-й юноша:

... Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле.
Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе.
Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели.
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой.
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла.
Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там на переднем краю.
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее.
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...

(Исполнение песни «Катюша», сл. М. Исаковского.)

Ведущая: Как же эти обыкновенные девчонки становились солдатами? Они были готовы к подвигу, но не готовы к армейским будням.
Не сразу и нелегко давалась им воинская наука.

(Девушка читает стихотворение Ю. Друниной.)

Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.

На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений.
Отданные с кровью города.

Если ж я солгу тебе по-женски.
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.

3-я девушка: Стоим как-то мы с подругой на посту, охраняем склад. А в Уставе говорится, что если кто-то идет, надо его остановить словами:
«Стой! Кто идет? Стрелять буду!» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стой! Кто идет? Вы меня извините, но я стрелять буду».

4-я девушка:

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.

5-я девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего.
Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

6-я девушка: А я когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.

Юноши:

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала.
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шёлк знамен
В печальный час.
И кровь ее пылала в них как будто...

Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит.
Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее губах.
Изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье.
Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая.
Врагу погибель принесла, она
Бессмертною осталась, умирая.

(Звучит песня «Фронтовая сестра».)

Юноша: Юлия Друнина посвятила свои стихи памяти однополчанки и подруги Герою Советского Союза Зине Самсоновой.

(Стихотворение читают три девушки в военной форме.)

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье.
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом...
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светловолосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи.
По воронкам и буеракам.
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светловолосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели.
О рязанских глухих садах.

...Знаешь, Зинка, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье.
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом.
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей.
Чтоб тебя она не ждала?

Ведущая: Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок. Мелочи военного быта вызывали улыбки.

1-я девушка: Однажды в лесу после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик и привязала к штыку. Пришли в военный
лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу из строя ... и забыла, что у меня цветы на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов...». Ему было непонятно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

2-я девушка: У нас был добрый командир полка, берег нас, заботился. Под Москвой еще не остановлено наступление немцев, самое страшное время для всех. А он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу к вам парикмахера. Я хочу, чтобы вы красивые были». Представляете, и правда привез парикмахера. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли.

(Группа юношей исполняет песню «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала».)

Ведущая: Не всем повезло вернуться с войны живыми. Женщины-подпольщицы, женщины-партизанки. Если они попадали в руки фашистов. Их пытали даже сильнее, чем мужчин.

7-я девушка. «Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: «Боренька», а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все! Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук. Ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша.»

Ведущая: Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди брошенных немцами бумаг. Впоследствии
было передано матери погибшей девушки.

Девушка: Прощай, мамочка! Я погибаю... Не плачь обо мне. Я погибаю одна. Мама передай, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения. А как хочется жить, ведь я еще молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза... Как мне хотелось работать... Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту, когда крикнут нам: «Выходите!», идут к нашей камере. Ой, мама! Прощай! Целую всю семью в последний раз, прощаюсь приветом и поцелуем...»

(Девушка читает отрывок из поэмы «Зоя» М. Алигер.)

Как морозно!
Как светла дорога!
Утренняя, как твоя судьба.
Поскорей бы!
Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро...
От порога...
По тропинке...
До того столба...
Надо ведь еще дойти до туда.

Этот длинный путь еще прожить...
Может ведь еще случиться чудо.
Где-то я читала...
Может быть.
Жить...
Потом не жить...
Что это значит?
Видеть день...
Потом не видеть дня...
Это как?
Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел?
Жаль меня?!
Почему ей жаль меня?
Не будет
Ни земли.
Ни боли...
Слово «жить»...
Будет свет,
И снег,
И эти люди.
Будет все, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Все идти к востоку - там Москва.
Вели очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят.
Есть еще слова...
- Граждане,
Не стойте.
Не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! -
Слова звучат, как будто
Это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать.
Много нас!
Миллионы нас!.. -
Еще минута -
И удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей.

Пускай уж сразу,
Чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
Делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик,
К смерти
И вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты.
Русская деревня.
Твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто...
Розовые дымы... Блеск дорог...
Родина! -
Тупой сапог фашиста
Выбивает ящик из-под ног.

Девушка:

Жги меня, страдание чужое.
Стань родною мукою моей.
Мне хотелось написать о Зое
Так, чтоб задохнуться вместе с ней.
Мне хотелось написать про Зою,
Чтобы Зоя начала дышать.
Чтобы стала каменной и злою
Русская прославленная мать.
Чтоб она не просто погрустила.
Уронив слезинку на ладонь.
Ненависть - не слово,
Это - сила.
Бьющий безошибочно огонь.
Чтобы эта девочка чужая
Стала дочкой тысяч матерей.
Помните о Зое, провожая
В путь к победе собственных детей.
Мне хотелось написать про Зою,
Чтобы той, которая прочтет.
Показалось:
Тропкой снеговою
В тыл врага сама она идет.
Под шинелью спрятаны гранаты.
Ей дано заданье.
Все всерьез.
Может быть, немецкие солдаты

Ей готовят пытку и допрос?
Чтоб она у совести спросила.
Сможет ли,
И поняла:
«Смогу».
Зоя о пощаде не просила.
Ненависть - не слово.
Это сила.
Гордость и презрение к врагу.

(Звучит песня «Журавли».)

Девушки:

И у мертвых, безгласных.
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали.
Но она спасена.

Наши очи померкли.
Пламень сердца погас.
На Земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это. Живые,
Нам - отрада одна.

Что недаром боролись
Мы за Родину - мать.
Пусть не слышен наш голос -
Вы должны его знать.

Девушка:

Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы.
Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах - обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась, -
Быть может, на дороге фронтовой...

У войны не женское лицо... Сценарий для 9 - 10 классов

Урок мира. Классный час на День Победы

Цель:
продолжить развитие у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим поступкам людей в военное время.

Оформление:
плакаты, музыкальные произведения (аудиозаписи).

Ход классного часа

Звучат фанфары.

Вступительное слово учителя

Ежегодно наша страна отмечает великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война на многие поколения. Вот поэтому наш первый урок - Урок мира. Что означает слово «мир»?
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова дает несколько определений этого слова:
1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве;
2) отдельная область жизни, явлений, предметов;
3) согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны;
4) тишина, спокойствие.
День тишины и спокойствия пришел 9 мая 1945 года. Вот почему это день величия подвига, торжества мира над войной, жизни над смертью.

Такого еще не было встарь -
Пусть радость повсюду гремит, не смолкая:
Праздником мира войдет в календарь
Праздник Победы - Девятое мая!

1-й ученик

Май 1945 года. Победа. Мир. Что может быть проще, сильнее и человечнее этих слов?
Победа. Мир. Они пришли к нам не в лавровом венке, торжественные и спокойные. Они пришли в образе солдатской матери с устало опущенными натруженными руками и в образе русского солдата с глубокой скорбью в глазах. И впервые за 1418 дней над Европой воцарилась тишина.
Мир. Народ ждал тебя четыре года. Четыре долгих года он шел к тебе дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, тянулся из последних сил и все же выстоял и победил.
Но прежде были Брест и Смоленск, Орел и Курск, Сталинград и Ленинградская блокада, миллионы погибших наших людей...
Был и первый день, горький день войны...

Начало войны

1-й ученик

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачёв

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи - самой короткой из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарей, занимался рассвет.

Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

2-й ученик

Воскресное утро 22 июня 1941 года в Сталинграде началось обычно. Мощно гудели гудки заводов с непрерывным производством, извещая о начале дневной смены. В разные концы страны отправлялись эшелоны с новыми тракторами. Яркие афиши приглашали в летний театр. В кинотеатрах демонстрировались фильмы «Сокровища погибшего корабля», «Песнь о любви», «Большой вальс». В помещении драмтеатра начался городской смотр детской художественной самодеятельности.
День выдался жарким. Тысячи горожан устремились за Волгу, в любимые места отдыха - на Бакалду, Крит, Островную. Юркие пароходики, прозванные сталинградцами «речными трамвайчиками», едва успевали перевозить людей. Всюду гремела музыка, звучали песни, беззаботный смех...
В полдень сталинградцы узнали страшную весть: война! Смолкли песни. Посуровели лица. Женщины спешили к детям, мужчины - на предприятия, в военкоматы.

3-й ученик

Отцов и прадедов примета -
Как будто справдилась она:
Таких хлебов, такого лета
Не год, не два ждала война.
Как частый бор, колосовые
Шумели глухо над землей.
Не пешеходы - верховые
Во ржи скрывались с головой.
В свой полный цвет входило лето,
Земля ломилась, всем полна...
Отцов и прадедов примета -
Как будто справдилась она:
Гром грянул - началась война.
А. Твардовский

4-й ученик

Мы помним суровые даты -
Они всему миру известны,
В те дни умирали солдаты
Под стенами древнего Бреста.

С отчаянной пальбой мчатся мотоциклисты, напролом рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолеты засыпают бомбами города, окопы, дороги. Кровь, смерть... Пылающая Брестская крепость продолжает сопротивляться, подает сигналы о помощи.
Большинство защитников Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца.
Мы помним ваши подвиги, майор Гаврилов, комиссар Фомин, капитан Зубачев, военный фельдшер Авакумова, лейтенанты Виноградов и Семененко, старшина Мейер и многие-многие другие.

Москва

5-й ученик

Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!
А. Прокофьев

30 сентября 1941 года началось генеральное наступление немцев на Москву. К середине октября враг вплотную подошел к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.
Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено.
Победа под Москвой означала окончательный крах немецких планов молниеносной войны.

6-й ученик

Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг...
«Так защитим Москву, родные!», -
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!», -
Последний раз кричал Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
За их спиной была Москва!».
А. Сафронов

Ленинград

7-й ученик

Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка - мы передохнем,
Нет передышки - снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем;
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
З. Шишова

Блокада Ленинграда длилась 880 дней и осталась самой кровопролитной осадой в истории человечества.

Сталинград

8-й ученик

Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решались судьбы не только нашего государства, но и всего человечества.

Строгий над Волгой стоит Сталинград,
В битве суров и спокоен.
Город бесстрашия, город-солдат,
Город - испытанный воин.

9-й ученик

Люди решимости твердой полны,
В грохоте грозных орудий
Здесь умирают за счастье страны
Люди, кремневые люди.
И потерявшего силы бойца
Старый сменяет рабочий,
И канонада гремит без конца
Ночи и дни, дни и ночи.
Волга от взрывов встает на дыбы,
Город горит над рекою.
От непрерывной бомбежки, стрельбы
Нет ни минуты покоя.
Гневом и местью пылают сердца,
И от соседа к соседу
Клятва доходит - стоять до конца
За Сталинград, за победу!

Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина...» (муз. А. Пахмутовой, сл. В. Бокова).

10-й ученик

Защитники Сталинграда... «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили до конца свой патриотический долг перед священной матерью Родиной.
Вы в нашей памяти, герои Сталинграда.
30 вражеских танков устремились на позицию, занятую четырьмя советскими бронебойщиками: Петром Болото, Иваном Алейниковым, Александром Беликовым, Григорием Самойловым. Герои уничтожили 15 машин, остальных заставили отступить.
С бутылкой горючей смеси в руке встретил фашистский танк краснофлотец Михаил Паникаха. Пуля разбила бутылку, огонь охватил бойца. Словно горящий факел, с последней бутылкой бросился моряк навстречу танку, разбил бутылку о решетку люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком.
В опасную минуту боя из строя выбыл командир отряда ополченцев завода «Красный Октябрь»: фашисты вырвались вперед. И тогда подняла в атаку бойцов Ольга Ковалева, первая в Сталинграде женщина-сталевар. За ней устремились вперед ополченцы и отбили атаку врага. Ольга погибла в этом бою.

11-й ученик

7 августа летчик Владимир Землянский четыре раза за день поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, и тогда он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.
Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади. В память о них зажигают Вечный огонь.

Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь -
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
В. Леднев

Окончание войны

12-й ученик

Весной и летом 1944 года Красная Армия отвоевала почти всю захваченную советскую территорию. Предвоенная советская граница была восстановлена на всем своем протяжении. Бои теперь шли на земле других стран Европы, захваченных немцами, - от Норвегии до Австрии.
В 1945 году сражения шли уже на территории Германии. В начале февраля советские войска перешли реку Одер. Их внезапное появление в каких-нибудь 70 км от Берлина было для немцев полной и потрясающей неожиданностью.
16 апреля началось сражение за Берлин. С обеих сторон в нем участвовали 3,5 млн человек. С 21 апреля сражение раз вернулось на окраинах германской столицы. 25 апреля город был полностью окружен, и начался завершающий штурм.
29 апреля начался штурм рейхстага. 30 апреля 1945 года над еще не побежденным рейхстагом было поднято Красное Знамя Победы, а 2 мая берлинский гарнизон сложил оружие.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года Германия безоговорочно капитулировала. В Европе наступил долгожданный мир.

13-й ученик

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней.
Пусть будет вечно ясным небо,
И травы будут зеленей.
А. Воронков

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым -
Салют!
А. Твардовский

Все

Салют!

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

сценарий на день победы 9 мая для школьников

Урок мужества о Мамаевом кургане

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Сегодня урок Мужества мы проводим с вами здесь, на самом святом для каждого волгоградца месте.

Мамаев курган... Его знают не только в России, но и во всем мире как символ стойкости, мужества и непревзойденного героизма в борьбе против фашистского рабства. Сколько бы мы сегодня ни говорили красивых, пафосных слов, этого будет мало. Единственной благодарностью тем, кто лежит на этом кургане, может быть чувство боли за тех, кто не вернулся, чувство скорби вместе с тем, кто ждал и не дождался.

На кургане, гремевшем боями,
Не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями,
Разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги
И на том, дорогом, берегу
Не цветы собирает - осколки,
Замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит
И над каждым осколком вздохнет,
И подержит его на ладони,
И песок не спеша отряхнет.
Вспоминает ли юность былую,
Вновь ли видит ушедшего в бой...
Поднимает осколок, целует
И навеки уносит с собой.
М. Агашина

Мамаев курган - главная высота России. Он был открыт 15 октября 1967 года. Но до этого были долгие годы работ. Авторскую группу возглавил Евгений Викторович Вучетич, советский художник и скульптор. Кроме него работали еще 10 человек - скульпторов, архитекторов. Многие предлагали ничего не трогать на кургане, оставить все как есть - траншеи, разрушенные доты, воронки, окопы. Но время беспощадно, и с годами вместе с заросшими окопами и траншеями могла зарасти и память. Замысел Е. В. Вучетича по сооружению мемориала поддержал Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Впоследствии он тоже был похоронен здесь, на Мамаевом кургане, вместе со своими солдатами.
Начинается ансамбль горельефом «Память поколений». Это многофигурная композиция длиной 17 м, высотой - 8 м. На ней изображено 11 фигур - люди разных возрастов, национальностей идут с венками, приспущенными знаменами поклониться ратному подвигу защитников города.
В 1983 году на этой площади были установлены гранитные тумбы с землей городов-героев.
Мы на Аллее пирамидальных тополей. Тополя как бы стоят в почетном карауле.

Мой город свято помнит все -
Дни грозные, кровавые.
Он помнит всех - кем был спасен
И возрожден со славою.
«Сегодня в бой» - как будто век
Храню письмо в конверте я.
Мой город чтит и помнит тех,
Кто прошагал в бессмертие.
Как дорог мне степной курган,
Где росами опалыми
Святая кровь солдатских ран
Взошла цветами алыми.
Здесь обняла курган река
С родным певучим именем.
Течет река через века,
Жива и вечна синь ее.
Л. Шевцова

И вечной должна быть память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира. Их было очень много: 35969 воинов, погибших за Сталинград, захоронены на кургане. Мамаев курган - это не только памятник, это огромная братская могила.
Площадь Стоявших насмерть. Ее венчает однофигурная скульптура воина с автоматом и гранатой. Это образ героического защитника волжской твердыни.

...Когда прижимались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться, -
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, сумевший подняться.
Правдива грядущая гордая повесть:
Она подтвердит, не прикрасив нимало, -
Один поднимался, но был он - как совесть,
И всех за такими с земли поднимало.
О. Берггольц

Фигура воина как бы выросла из вздыбившейся земли. Высота скульптуры 16,5 м. Вокруг фигуры — бассейн. Есть такое поверье: если бросить в воду монетку, то опять вернешься сюда. Давайте бросим монетку, чтобы в часы, когда нам станет грустно, а может, просто захочется помечтать, мы возвращались сюда.

«Стены-руины». Они как бы говорят с нами. Это голос из прошлого. На стенах барельефное изображение руин Сталинграда с фигурными композициями и надписями. В стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времен войны.

Описать не берусь
Я земли моей давнее горе.
Полоненная Русь -
Половецкая сабля на горле,
Соловьиная боль,
Перебитая песня баяна.
Я иду за тобой,
За слезами твоих полонянок.
Все как будто во мне -
И горящие хаты,
И слезы,
И в родной стороне
Заглянувшие в душу березы...
Что могу я,
Когда
На руках моих тяжкие цепи!
Русь!
Беру навсегда
Твои реки, и белые степи,
И лесные края,
И неяркий огонь горицвета,
Я беру соловья,
Недопевшего гимна рассвету...
В. Фирсов

В боях за Родину

Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества - недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю.
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
А. Твардовский

Площадь Героев. «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они». Это стена-знамя. Ее длина - 112 м, а высота - 8 м. Здесь же аллея двухфигурных скульптур высотой 6 м, изображающих отдельные эпизоды Сталинградской битвы.

Динамит вязал в узлы железо,
Как зубами, щебнем скрежетал.
Две недели рвал, кромсал и резал
Эту землю крупповский металл.
И росли в траве осколков жала.
По земле катился черный пал.
Чем же мы огонь и сталь сдержали?
Мужеством - сильнее, чем металл!

В центре площади Героев - большой прямоугольный бассейн. Вода в нем, как слезы народные, льется через край.
После войны курган называли мертвым - земля здесь была нашпигована железом, и на ней ничего не росло. Только спустя много лет после войны у подножия кургана, а потом и на склонах стали появляться и зазеленели первые кусты.

Заканчивается площадь Героев Малой подпорной стеной. В 1970 году в нее была заложена капсула с обращением к потомкам.
Большая подпорная стена с резным рисунком на тему борьбы и победы над немецко-фашистскими захватчиками. Длина стены - 125 м, высота - 10 м. В стене вход в зал Воинской Славы. О нем я расскажу вам сейчас, а в зале мы будем смотреть все молча.
В центре зала Воинской Славы горит Вечный огонь. Его зажгли от Вечного огня на площади Павших борцов. Диаметр зала - 40 м, высота - 13,5 м. По периметру зала расположены 34 приспущенных знамени, на которых увековечены имена павших в боях за Сталинград. Поиски идут до сих пор, и имена на знаменах постоянно пополняются.

Исполнение песни под гитару «Красная стена» А. Розенбаума.

Вокруг пантеона стоят, образуя квадрат, 13 квадратных пилонов высотой 9 м, на которых изображены лица солдат всех родов войск. Они символизируют часовых, охраняющих вечный сон погибших товарищей.

Композиция «Скорбь матери».

Внимая ужасам войны
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые,
Искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Н. Некрасов

«Скорбь матери» называется эта композиция. Высота скульптуры — 11 м. У ее основания могила Неизвестного солдата.

Знаю, в сердце у тебя тревога -
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи...
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада...
Снова в бой - на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня.
Говори: за честь родного края
Мой любимый сын погиб в бою.
Он погиб, Отечество спасая,
Ради жизни отдал жизнь свою.
М. Харис

За жизнь своих матерей, детей, братьев, сестер, одним словом, за Родину отдали свою жизнь воины-сталинградцы. Рядом с ними лежит маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Предсмертное его желание - быть похороненным рядом со своими солдатами.
Далее серпантинная дорожка ведет к главному монументу - «Родина-мать зовет!». Высота этой фигуры - 52 метра, общая высота - 85 метров. Она символизирует призыв Родины к народу - победить врага.
Поднимаемся к скульптуре.
Главная высота России. Отсюда видны центр города, северная промышленная часть города, участок Волги, на котором была переправа. Через нее и из-за Волги поступали пополнение, боеприпасы, продовольствие, а из города увозили раненых, тех, кто не успел эвакуироваться.
Враг стремился любой ценой овладеть Мамаевым курганом -этим «ключом Сталинграда».

Сотни лет
расходиться широким кругам
по огромной воде
молчаливой реки...
Выше всех Эверестов -
Мамаев курган!
Зря об этом
в учебниках
нет ни строки.
Зря не сказано в них,
что теплеет Земля
и светлеет Земля,
оттого, что на ней,
о курганах мамаевых
помнить веля, загораются
тысячи Вечных огней...
Мне сюда возвращаться.
К добру и к беде.
Мне сюда приходить.
Приползать.
Прилетать.
И, схватившись за сердце на той высоте,
задыхаясь,
разреженный воздух глотать...
Р. Рождественский

А мы должны помнить об этой страшной войне, чтобы она не повторилась.

патриотическое воспитание для школьников сценарий о войне

Фронтовые песни в тылу и на передовой Сценарий для дошкольников

Ведущий

Много лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Ветеранам эта война навсегда запала в душу, а молодому поколению о ней напоминают памятники и обелиски, да фильмы о войне.

Дети слушают марш «Прощание славянки», музыка В. Агапкина.
Песня №33 здесь - Песни о войне. 9 мая - День победы. Тексты песен

1-й ребенок

Танк стоит на постаменте,
Встал он много лет назад
Здесь, где с моря дует ветер,
Где леса вокруг шумят.

2-й ребенок

На его граненой башне
Блещет красная звезда.
Экипаж его бесстрашный
Сёла брал и города.

3-й ребенок

Людно здесь теперь и чисто,
И дома стоят кругом.
Где сейчас те три танкиста,
Что когда-то были в нем?

Воспитатели исполняют песню «Три танкиста», музыка бр. Покрасс, слова Б. Ласкина.
Песня №8 здесь - Песни о войне. 9 мая - День победы. Тексты песен

Ведущий

Примчится броневая машина на назначенное место, даст командир солдатам своим команду. Вмиг соскочит мотопехота с машин на землю — и в бой!
В доблестном строю городов-героев почетное место отведено городу (название города) за смелость его защитников.

Ведущий

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для начала, для порядка
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый, деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
(Отрывок из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского)

Дети слушают песню «Огонек», муз. народная, сл. М. Исаковского.
Огонек. Военная песня

Ведущий

Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают — стойте, братцы,
Дайте на руки подуть!
Отморозил парень пальцы —
Надо помощь скорую —
Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую...
И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто ту трехрядку
Повернул другим концом.
(А. Твардовский)

Дети слушают фонограмму «Из-под дуба», рус. нар. песня в исполнении баяниста.

Ведущий читает стихотворение «Вот солдаты идут по степи опаленной», стихи М. Львовского.
Дети слушают песни В. Высоцкого «На братских могилах», «Звезда».

Ведущий

Фашисты хотели захватить Москву — столицу нашей Родины. Они послали к Москве свои лучшие войска. Но надежным щитом встала Тула. Люди рыли противотанковые рвы, чтобы не пропустить фашистские танки, на заводах изготовили оружие для фронта, собрали надежное ополчение — Тульский рабочий полк.
Были трудные бои, много людей погибло тогда, но враг в Москву не прошел.

Ведущий читает отрывок рассказа «Землянка» А. Митяева.
Дети слушают песню «В землянке», муз. К. Листова, слова А. Суркова.
Песня №11 по ссылке выше.

Ведущий

Россия с Москвы начиналась,
Как клекот орлиный с птенца.
Москвой от врагов защищалась,
Москвой красовалась с лица.
Да мало ль она выносила
Набегов и бед без конца.
Но крепла упрямая сила —
Московского люда-творца.

Дети слушают фонограмму песни «Моя Москва», муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского.
Скачать - правой кнопкой→сохранить

Ведущий

Фронтовые дороги проходили не только по российской земле, но и по Украине, Белоруссии, Молдавии, а потом и по европейским странам, прямо до Берлина.

1-й ребенок

С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Дети слушают песню «Эх, дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
Песня №28 по ссылке выше.

2-й ребенок

Пусть пулеметы не строчат
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым.

3-й ребенок

Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(И. Найденова)

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце», муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

Скачать песню - правой кнопкой→сохранить.

Скачать минусовку Пусть всегда будет солнце

 Ноты к песне Пусть всегда будет солнце

 Ноты к песне Пусть всегда будет солнце

 Ноты к песне Пусть всегда будет солнце

 Ноты к песне Пусть всегда будет солнце

Фронтовые песни в тылу и на передовой Сценарий для дошкольников о военных песнях

  1. Храбрые сердца. Сценарий о солдатах
  2. Человек и война - обзор книг о Великой Отечественной войне
  3. Чтобы помнили... Литературно-музыкальная композиция-сценарий ко Дню Победы (5-9-е классы)

Страница 8 из 9