Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику
Программное содержание.
«Познание» — продолжать знакомить детей с танцевальными жанрами, с творчеством русских композиторов, учить определять характер музыкального произведения.
«Социализация» — воспитывать чувство патриотизма, осознание незаменимости Родины.
«Коммуникация» — расширение кругозора и словарного запаса, учить запоминать и выразительно читать стихи.
«Физическая культура» — продолжать работать над развитием чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста; различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие.
Предварительная работа:
— познакомить детей с понятиями: солдат, полководец, плац, укрепвал, строй, музыкальный жанр, композитор;
— разучить песни, музыкально-ритмические движения, стихи;
— просмотр фильма-сказки «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена.
Материалы и оборудование: оловянные солдатики (по количеству детей); бутафорские цветы на руку (по количеству девочек); мультимедийная аппаратура, видеоматериалы, декорации, костюмы.
Ход занятия
«...Живет солдатик оловянный, защитник мой и верный друг...»
Б. Окуджава
Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель
Хочу рассказать вам, ребята, я сказку,
А в сказке, мы знаем, таится подсказка,
Она хоть и ложь, но всегда в ней намек...
И в каждой для всех есть важный урок!
Звучит мелодия «В мире много сказок...» , муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.
Музыкальный руководитель исполняет первый куплет песни.
Музыкальный руководитель
А сказка моя не о Шапочке Красной,
Она не о Финисте-Соколе ясном,
И не о царевне, что слёзы роняет,
А о солдате, что всех охраняет!
Он никого на свете не боится,
Но если вдруг война случится —
Нас от врагов он защитит всегда,
На землю русскую их не пропустит никогда!
Звучит Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский. Детский альбом
Музыкальный руководитель
Однажды Леше в день его рождения
Красивую коробку подарили.
Ах! Сколько тогда было восхищения,
Когда коробку эту взяли и открыли!
Там, выстроившись стройно в ряд,
В мундирах красных, с гордою осанкой,
Стояли двадцать пять лихих солдат,
Искрились форменные пуговицы ярко!
Алеша всех солдат поставил в ряд
И марш военный вдруг услышал —
И начался торжественный парад,
Они шагали, нос подняв повыше!
Музыкальный руководитель предлагает детям, взяв солдатика одной рукой, «прошагать» по другой своей руке, держа ее горизонтально, повернув ладонью вверх, под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?
Дети
Солдатик оловянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку,
Я продолжаю дальше сказку...
Солдаты умели не только шагать —
Умели сражаться, друзей защищать,
Ученья у них, у солдат, каждый день,
Им заниматься этим не лень,
А место, где все занимаются — «плац»,
Запомнить слово прошу я вас!
Танцевальная композиция «Марш солдатиков».
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?..
Дети
Солдатик оловянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку!
Я вам напомню старую сказку...
Перенесемся мы с вами, ребята,
В дом, где Щелкунчик сражался когда-то...
Был у малышки Мари день рожденья,
Цветы и подарки, радость, веселье...
Как вдруг всем семейством на праздник явились
Крысы — и с ними игрушки сразились:
Они защищали хозяев, гостей,
Солдаты на помощь примчались скорей.
Командовал ими Щелкунчик-храбрец,
Казалось, сраженью приходит конец,
Слишком уж силы неравными были,
И крысы чуть было не победили,
Но в их короля тут своим башмаком
Бросает Мари — и Щелкунчик спасён!
И рухнули чары, попятились крысы,
Щелкунчик становится сказочным принцем.
Музыкальный руководитель предлагает детям посмотреть отрывок из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный король». Демонстрация видеоотрывка.
Музыкальный руководитель
Какое бесстрашное сердце солдата!
Берите пример вы с него, дошколята,
Сумел он Мари спасти от врагов,
Избавился вмиг от волшебных оков!
Колено пред нею принц преклонил
И в «Вальсе цветов» он ее закружил...
Танец «Вальс цветов», муз. П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель
Самый стойкий, самый храбрый — кто?
Дети
Щелкунчик деревянный!
Музыкальный руководитель
Спасибо, дети, за подсказку,
Продолжу дальше свои сказки...
Однажды на прогулке в детском саду
Дети нашли игрушку одну...
А что за игрушка — об этом сейчас
Послушаем с вами (имя ребенка) рассказ!
(Стихотворение разучивается в предварительной индивидуальной подготовке).
Ребенок
Как-то в песочнице детского садика
Между беседкой — одной и другой —
Нашли оловянного дети солдатика —
Правда, всего лишь с одною ногой.
Дети в восторге: вот так находка!
Поставим в дозор? Отошлём на войну?
Может, в ручей в бумажной лодке?
А может, защитником быть ему?
И тут же крепость строить начали,
Стены песочные, укрепвал,
И у ворот солдата поставили,
Чтобы врагов не пропускал!
Вечер. Бегут к родителям многие,
Ручки раскидывая на ходу,
И только стойкий солдат одноногий
Остался стоять на своем посту.
Музыкальный руководитель
Дети солдатика так полюбили,
Что песню о нем разучили.
Песня «Солдатик оловянный», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Авдиенко.
Музыкальный руководитель
Ребята, у каждого солдата есть командир,
Не посрамит храбрый воин мундир,
За храбрость солдат полководцы хвалили,
Что славу России в сраженьях добыли!
Солдаты бесстрашные духом сильны —
О них говорят полководцы страны...
Музыкальный руководитель (читает детям высказывания А. В. Суворова о солдатах).
— «И в нижнем звании бывают герои».
— «Негоден тот солдат, что отвечает «Не могу знать».
— «Всякий воин должен понимать свой маневр».
— «Солдат — не разбойник».
— «Плох тот солдат, который не хочет быть генералом».
Музыкальный руководитель
По коридору слышатся шаги...
Прислушайтесь, ребята: кто это может быть?
Входят дети-кадеты (суворовцы).
Примечание: эту сцену можно включить в сценарий праздника, если приглашены воспитанники военного училища.
Кадеты
К вам, дети, можно?
Музыкальный руководитель
Конечно же, солдаты,
Мы в гости пригласить вас рады!
Как будто вы, послушав нашу сказку,
Пришли, чтоб побывать у дошколят.
Вы расскажите нам о доблести солдатской,
Примером послужите для ребят!
Кадеты рассказывают детям об учении в кадетском корпусе. На мультимедийной заставке появляются кадры из кадетской хроники.
Музыкальный руководитель
Так кто же самый стойкий, самый храбрый?
Дети
Солдаты, солдаты, солдаты!
1-й кадет
А в память о солдатах русских
Сделали красивую и добрую игрушку
Из ложки не медной, не деревянной —
Она называлась тогда оловянной.
2-й кадет
Образ солдата веками собирался
И в памяти народной навеки остался
Сильным, отважным, а в груди его теплится
Доброе,верное, храброе сердце!
3-й кадет
Играйте в солдатиков, дети России,
Любите вы Родину нашу красивую.
Время летит, скоро вы подрастете
И в армию все непременно пойдете!
Звучит «Кадетский марш», гости-кадеты и дети уходят из зала.
Песня №2 здесь Поздравляем мам и пап. Праздники в детском саду и школе. Тексты песен
- За свою историю человечество знало немалое количество войн. Память о них передавалась из поколения в поколение, и даже те, кто никогда не знал войны, подсознательно о ней помнят. Это подтверждает тот факт, что стоит только раздаться рядом выстрелу или прогреметь взрыву, и люди, все как один, начинают чувствовать себя глубоко несчастными.
Но не кажется ли вам, что эта память в последнее время стала как бы немного слабее? Горячих точек на Земле по-прежнему много: вы слышали о войне в Афганистане, Чечне, о Балканском конфликте, о войне в Ираке... Мы привыкли к тому, что люди постоянно где-то воюют, и уже как-то равнодушно, даже с любопытством слушаем сводки боев по радио и смотрим репортажи по телевидению. Нам сообщают, сколько разрушено зданий, сколько человек погибло...
Но ведь за каждой единицей потерь - отдельная личность, человек, со своим характером, со своей судьбой, с мечтами и надеждами, которым из-за войны не суждено было сбыться.
Я предлагаю вам, ребята, перелистав страницы лишь нескольких художественных книг, составить небольшую хронику - хронику судеб, искалеченных войной. В нашем случае - Великой Отечественной войной, но и ее одной хватит, чтобы переполнить чашу человеческого страдания и доказать всю античеловечность самого понятия - война.
О начале Великой Отечественной войны написано немало стихотворений, я предлагаю вам послушать одно из них - Степана Щипачёва:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
22 июня 1941 г.
- Как начинается война? Что бы ни писали историки, как бы ни готовились к войнам различные государства, но в жизнь любого обычного человека она приходит неожиданно и грубо, как пришла в жизнь молодого лейтенанта Николая Плужникова, главного героя повести Бориса Васильева «В списках не значился».
Закончив в июне 1941 года военное училище, Николай получил распределение в пограничную Брестскую крепость. Дома остались мама, сестренка и любимая девушка Валя, которая обещала приехать к нему, как только он устроится. Они хотели пожениться. Но мечтам не суждено было стать реальностью. Приехав в крепость поздно ночью, Николай даже не успел встать на учет у местного командования, как уже утром началась война, которая закружила молодого лейтенанта в огненном вихре.
И он, человек военный, растерялся: что делать, куда бежать? Вокруг мечутся сонные полуодетые люди, паника и ужас владеют всеми. Оказалось, что научиться воевать заочно нельзя. И Николай постепенно, шаг за шагом, начинает осваивать эту науку.
Отчетливо ему запомнились лишь первые три дня обороны, а потом все слилось в один длинный, нескончаемый день с боевыми вылазками, атаками, блужданиями по подвалам и не проходящим даже во сне желанием пить.
Он смутно помнил, как решили отправить в плен женщин и детей, чтобы попытаться сохранить им жизнь. Дети уже не могли ходить от голода и жажды, и женщины несли их на руках, бережно обходя трупы и вглядываясь в каждый, уже после смерти искореженный осколками, потому что он мог оказаться мужем, отцом или братом.
В минуты отдыха он вспоминал тех, «с кем сражался и понимал, что остался в живых лишь потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это - главный закон войны. Простой и необходимый, как смерть. Но он открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений, а на собственном опыте. И для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни».
И еще Николай понял одну важную вещь: человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. Николаю выпало стать последним защитником крепости.
Лишь в апреле 1942 крепость пала. Даже не пала, а истекла кровью. Апрельским днем у входа в подвал, откуда должен был выйти последний защитник крепости, собралось все немецкое командование.
Эпизод из книги Б. Васильева «В списках не значился»: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые, черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами.
- Назовите ваше звание и фамилию, - сказал переводчик.
- Я - русский солдат.
Голос прозвучал хрипло и громко: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял им.
Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в немецкого генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в торжествующей насмешке:
- Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?
Это были его последние слова. Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врачи и два санитара с носилками, они бросились к неизвестному. Но тот молча отстранил их и пошел прямо к машине.
Он шел строго и прямо, ничего не видя, но четко ориентируясь на звук работающего мотора.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И даже немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно, шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше жизни и выше смерти...»
- Историки не любят легенд, но в Брестской крепости вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. Почти год сражался этот человек без соседей слева и справа, без приказов и тылов. Время не донесло до нас его фамилии.
Но каждый год туда приезжает старая женщина. Она не спешит уходить с вокзала и ни разу не была в самой крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
«С 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал». Может быть, это ее сын?
Вы замечали, ребята, что люди, в минуты отчаяния и горя, просят о помощи святую деву Марию? Что же сделала она, чтоб заслужить такое уважение и поклонение людей? Родила сына Божьего и потеряла его, распятого за грехи других людей. Но задумайтесь, сколько на Земле «матерей человеческих», которым выпало перенести не менее тяжкие страдания! Кто им воздаст за их мучения, за любовь, за умение прощать даже врагов? Любая война несет матерям не сравнимые ни с чем страдания! Об этом писали поэты еще много веков назад. И у хорошо вам известного поэта XIX века Николая Некрасова есть такое стихотворение:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
Средь всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
- Героиню книги Виталия Закруткина «Матерь человеческая» по совпадению тоже звали, как Богоматерь, - Мария. Судьба этой женщины - как незаживающая кровоточащая рана; эту историю невозможно читать без слез.
В родную деревню пришли фашисты. На глазах женщины расстреляли мужа и повесили сына - семилетнего несмышленыша Васеньку. Деревню спалили дотла, а всех жителей угнали в Германию. Осталась одна Мария, схоронившаяся рано утром в полях. С рыданиями каталась она по земле, хотела покончить с собой, и только бившаяся под сердцем новая жизнь не родившегося еще сына заставила ее взять себя в руки. Через два дня к спаленной деревне прибились измученные, недоенные коровы - даже они страдали от войны. Стоял сентябрь, колосились неубранные хлебные поля, и женщина, кое-как устроившись в заброшенном погребе, стала запасать еду для себя и для животных на зиму. Это помогло ей выжить.
Однажды, бродя по деревне, она наткнулась на молоденького немецкого солдата, тяжело раненного. Ненависть проснулась в Марии с новой силой, и, почти не помня себя, женщина готова была убить врага, отомстить за погибших родных, но ее остановил робкий отчаянный вскрик немца: «Мама!». Это слово почти одинаково звучит на всех языках. И Мария не смогла убить его. Вглядевшись в молодое лицо, поняла она, что и он попал в мясорубку войны случайно, возможно, даже и убить-то никого не успел, а теперь умирает сам вдали от дома, где его тоже ждет мать. Материнскую жалость и сострадание невозможно сравнить ни с чем, и Мария до последней минуты ухаживала за врагом, который уже в бреду называл ее своей матерью.
Немало еще невзгод выпало на долю этой женщины, это лишь одна судьба русской матери, а сколько таких же, как она, было в годы войны?!
Рассказ Виктора Астафьева «Солдат и мать» тоже о матери, но страдать ей пришлось совсем по другой причине.
Молодой солдат возвращался из госпиталя в свою часть. Он остановился переночевать в доме на окраине деревни. Хозяйка встретила его неласково, но солдат решил не обращать на это внимания. Заметил он горечь в лице женщины, заметил, что разваливается дом без мужской руки. И он остался.
Оказалось, что в доме живет мать предателя. И судит ее народ в деревне жестоко, «забивают» словами и насмешками, прохода не дают. А она смиренно несет свой крест.
Солдат пытается оправдать женщину, доказать ей самой, что не она виновата в предательстве сына, однако женщина отвечает: «Народ зря не осудит». Понимает и признает мать свою вину: слишком сильно любила, баловала единственное дитя, слишком многое прощала и не заметила, что вырастила чудовище, для которого нет ничего святого - ни матери, ни дома, ни людей. Когда сбежал ее сын от своих товарищей и пришел к ней в надежде на укрытие, поняла она, какую совершил он ошибку. И ужаснулась, и прогнала сына, потребовав вернуться в часть, а в противном случае поклялась убить его своими же руками. Но Бог пожалел женщину - кто-то другой выполнил за мать эту страшную обязанность.
В минуты расставания солдат говорит ей: «Ничего, мать, все перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает». «Этим и живу», - отвечает мать.
Вот она, суровая правда войны. Война - это горе матерей у которых смерть отобрала сыновей, но иногда именно смерть сына становится избавлением для матери.
Когда говорят о войне, чаще вспоминают бои, бомбежки фронтовые будни. Но война - это не только фронт, это еще и тыл, где по 12-16 часов в сутки стояли у станков женщины и дети, помогая ушедшим на фронт мужчинам ковать победу.
О военной жизни вместе с мамой в эвакуации вспоминает повзрослевший герой повести Анатолия Алексина «В тылу как в тылу».
Что же значило «быть в тылу»? Это - многочасовая тяжелая работа, люди спали по пять-шесть часов в сутки. Утро начиналось со сводки Совинформбюро. Если наши отступали, то все понимали, что следует утроить усилия. Если шли в наступление - утроить вдвойне. За тяжелым трудом и бессонницей, за недоеданием каждый нес в себе сводящий с ума страх ожидания горя - ведь практически в каждой семье кто-то ушел на фронт. «Если с отцом что-нибудь случится, - говорила мама, - я этого не переживу. Надо нагружать себя работой, чтобы не думать об этом». И нагружала, нагружала... Мама была начальником стройки на важном заводе. Она пропадала там иногда по несколько дней, а если приходила, то поздно ночью, чтобы поспать три-четыре часа. «Каторжная работа, - заметил как-то сосед по бараку, — правда, дают кое-что на питание дополнительно».
Действительно, мама, приходя домой, будила сына и заставляла его съесть свой доппаек - бутылку молока и котлету. «А сама-то ты поела?» - спрашивал сын. «Ты растешь, закладывается фундамент здоровья, а мой фундамент был заложен в мирное время», -отвечала мать. С ней было трудно спорить, ее боялись даже суровые прорабы на стройке. И одиннадцатилетний мальчик привык верить ей.
Он тоже пытался беречь свою мать как мог. Когда пришло сообщение, что отец пропал без вести, он не показал письмо маме, по-взрослому рассудив, что незнание дарит маме надежду. Но это не смогло ее уберечь. Мама умерла в 1943 году от простуды, которую не смог преодолеть слишком сильно истощенный организм.
Взрослые, как могли, пытались оградить детей от невзгод войны, а дети... Многие из них понимали, что придется вообще забыть о своем возрасте. Порой такие ребята брали на себя работу, которую не способны были выполнить даже сами взрослые. Об одном таком мальчишке рассказывается в повести Владимира Богомолова «Иван».
Передний край. Небольшая передышка перед новым боем. Лейтенанта Гальцева разбудили поздно ночью - охрана обнаружила на берегу реки мальчишку.
«Худенький, лет одиннадцати, весь посиневший от холода и дрожащий, на нем мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку в грязи. Смотрит настороженно. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствуется какое-то напряжение, недоверие и неприязнь.
- Ты откуда? - спрашивает Гальцев.
- С того берега, - неохотно отвечает мальчишка и тут же властно требует сообщить о нем в штаб армии».
Гальцев поражен: на том берегу немцы, кроме того, на дворе октябрь, температура воды +5 °С, а мальчишка утверждает, что переплыл реку. Это невероятно даже для взрослых!
И тем не менее все, сказанное им, - правда. Мальчик - наш разведчик, с капитаном и подполковником разведслужбы он разговаривает на равных, порой даже командует ими. А те - никогда не называют его Ваней, Ванюшей, только Иван. Взрослые сдержанны, ласковые слова здесь мало уместны, ведь нельзя же приласкать, пожалеть мальчика, а потом отпустить, снарядить туда, где не им, а ему придется рисковать жизнью.
Взрослые, боевые офицеры, как бы даже стесняются Ивана им не по себе. В них неустранимо живет горькое сознание: мы-то, сильные, вооруженные, здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, на вершок от смерти.
И ничего нельзя изменить. Ивана нельзя спрятать от войны. Он видел столько страшного, что уже не может жить нормально по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. На его глазах расстреляли отца, на его руках погибла полуторагодовалая сестренка. И он снова и снова уходит туда, за линию фронта чтобы добыть важные сведения о фашистах и приблизить и конец, и надеется, что будет так уходить и обязательно возвращаться, пока не кончится война.
Он не слушает уговоры взрослых и не уезжает в глубь страны, чтобы учиться, расти, набираться сил. Об Иване говорят, что «ему ненависть душу жжет».
Нет, не приключения юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага описал автор, он исходил из того, что детям на войне делать нечего, а если им и нашлось там дело, то это несчастье, беда, и повода для подражания тут нет. Терзает души взрослых разведчиков боль и вина.
После очередной переправки Ивана за линию фронта, капитан Холин раздраженно объясняет непонятливому Гальцеву свое волнение: «Ему предстоит пройти более 50 км, из них 20 км он должен сделать ночью. И на каждом шагу можно напороться. Ты третий год воюешь? Вот и я третий... А в глаза смерти, как Иван, мы, может, еще и не смотрели... За нами батальон, полк, целая армия... А он один! Ребенок!»
Когда-то Ф. М. Достоевский писал о неискупимых слезинках ребенка. В истории Ивана слез нет, но страдания его тоже из разряда неискупимых.
- Вот мы и составили хронику судеб, искалеченных войной. Война - это молоденькие солдаты, часто умиравшие, так и не научившись воевать, это горе матерей, потерявших сыновей, это жены, несшие на своих плечах непосильную работу и сходившие с ума от переживаний за ушедших на фронт мужей, и это дети, вообще забывшие о своем возрасте.
Давно ушла в прошлое Великая Отечественная война, заросли травой и цветами поля страшных сражений. Но память о ней до сих пор жжет души тех, чьи деды и прадеды погибли в мясорубке той войны. И пусть жжет, ведь это святая память.

Занавес закрыт. За сценой ученик читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Помните!
Через века,
через года -
Помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них.
Чтобы тоже помнили!
Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них.
Чтобы тоже помнили!
Открывается занавес. Звучит мелодия довоенного танго. Это может быть «Рио-Рита» или «В парке Чаир». Несколько пар нарядно одетых юношей и девушек танцуют этот танец, который неожиданно прерывают звук воздушной тревоги и разрывы падающих бамб. Танцующие замирают. Звучит голос Ю. Левитана. Он говорит о начале Великой Отечественной войны. Звучит 1-й куплет песни «Священная война». Выходят ведущие.
Ведущий 1:
У каждого из нас была
Своя семья, своя забота.
Своя привычная работа,
И мир привычного тепла.
Наш сад был вишнями богат.
Был чистым добрый летний вечер...
Ведущий 2: Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство. Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы...»
(Ведущие уходят со сцены. Выходят 3 бойца, у одного их них в руках Красное знамя.)
Боец 1:
Они хотят нас уничтожить.
Чем жизнь прекрасна и добра.
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Они ораву воспитали
Убийц, смакующих погром,
И много стран четвертовали
Кровавой свастики крюком.
Боец 2:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою, все дышало тишиной.
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Боец 3:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на всё четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила.
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Боец 1:
Сорок первый!
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Боец 2:
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Боец 3:
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
(Бойцы уходят. Выходит ведущий).
Ведущий 1: 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец - все это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были молоды так же, как мы с вами.
(Свет в зале гаснет. Демонстрируются кадры кинохроники «Начало войны». Свет в зале включается. Выходят ведущие.)
Ведущий 1: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватишь Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ». Самые плодородные земли и месторождения полезных ископаемых заранее должны быть поделены между захватчиками. В первую очередь, подлежали уничтожению самые крупные города - Москва,
Ленинград, Сталинград, как «следы варварской цивилизации». Вопрос: как быть с нашим народом, тоже был решен с арийской беспощадностью.
Было определено: сколько людей, где и как уничтожить, скольким сохранить жизнь, превратив в рабов Рейха.
Ведущий 2: Нас по ту сторону фронта величали даже не народом, а стадом баранов, неспособных творить историю, самостоятельно развиваться.
Нам готовили участь рабов или сырья в производстве мыла и дамских сумочек..., а чтобы «третьесортная нация» уже не поднялась с колен, была придумана программа ограничения рождаемости. Алкоголь и табакокурение, поощрение ранних половых связей, наркотики - вот та игла, на которую спешили посадить Россию. Еще Геббельс считал, что в каждом селе должны верить по-своему, поклоняться своему божку, пусть даже лошадиной оглобле... то это будет уже не русский народ, а раболепная толпа без роду - племени.
(Выходит боец.)
Боец:
Я проходил, скрипя зубами,
Мимо сожженных сел, казенных городов.
По горестной, по русской, по родимой.
Завещанной от дедов и отцов.
Запоминал над деревьями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах.
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И вороньё кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак.
(Боец уходит. Выходят ведущие. Свет в зале гаснет. На фоне рассказа ведущих идет показ иллюстраций «Брестская крепость».)
Ведущий 1: Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отступление, бойцы 28-го отдельного
пулемётного батальона не оставили своих позиций. Бетонное укрытие - дот за номером 28 - бил врага до последнего патрона. Еще восемь дней этот клочок земли был наш! «Восемь дней? Днем больше - днем меньше..., какая разница?» - может, бросит кто-то. Но те солдаты знали цену каждой пяди земли, они платили за нее своими жизнями. В комсомольском билете рядового бойца А. Соболева позже была найдена записка: «Пусть враг помнит; русские не сдаются, а придется - умирают героями».
Ведущий 2: Даже когда кончались боеприпасы, последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шел на вражеский танк. И лучшая в мире броня трещала и лопалась. В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена панфиловцев... 28 солдат из дивизии генерал-майора И.В. Панфилова под командованием политрука В.Г. Клочкова залегли у станции Дубосеково (восточнее Волоколамска). На них шло 50 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти... Наши не дрогнули. Отступили враги. 18 машин сгорело на месте.
Ведущий 1: В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревушка Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные
карателями в сарай старики, женщины, дети.
Ведущий 2: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение
русского народа.
(В зале гаснет свет. В полной темноте в черной одежде с горящей свечой в руках выходит девушка. На фоне музыки читает стихотворение
«Варварство» М. Джалиля.)
Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли - кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных.
Мутный дождь гудел в листве рощ
И на полях одетой мглою,
И тучки опускались над землею
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду дня!
Я не забуду никогда во веки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами.
Как солнце скорбное, омытое слезами
Сквозь тучу вышла на поля
Последний раз детей поцеловала
В последний раз...
Ребенок, мальчуган больной
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка.
Все понял, понял все малютка.
«Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!»
Он плакал и, как лист,
сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу против дула прямо.
- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь!
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач и голос его тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
«Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь.
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи сынок, терпи. Сейчас не будет больно!»
И он закрыл глаза, и заалела кровь,
По шее красной лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
(Свет в зале включается. Выходят ведущие.)
Ведущий 1: Миф о неполноценности русских потерпел крах. Да, нам было что зачищать. Мы не собирались сдаваться. Наши композиторы
слагали песни, и народ громко пел их. В нотах тех песен не было уныния или страха смерти. В них жили удивительные чувства - вера, надежда, любовь.
(Звучит песня «В землянке».)
Ведущий 2:
Разве погибнуть ты нам завещала.
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала.
Родина!
Разве для смерти рождаются дети.
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти.
Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь.
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал.
Родина.
Просто был выбор у каждого: Я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе. Родина.
Правда, твоя - это наша правда. Родина.
Слава твоя - это наша слава. Родина!
Ведущий 2: Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.
Ведущий 1: Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине.... Кто они, эти мальчишки
и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
(На экране портреты героев-пионеров. Проводится перекличка.)
Ведущий 1: Леня Голиков. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.
Ведущий 2: Марат Казей. Погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоролищин в Белоруссии.
Где пот нещадно ткань прожег
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
(Звучит песня «Братские могилы».)
Ведущий 1: Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить.
Ведущий 2: Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Из руин поднялись города и села, но пришли Афганистан и Чечня, где погибают наши молодые ребята. Светлая им память.
(Звучит песня «Память».)
Ведущий 1: Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших. Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.
Прошу всех встать!
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ (звучит метроном).)
Прошу всех сесть.
Велущий 2:
На планете сейчас не спокойно.
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «Звездные войны»
Пусть нам сняться звездные сны!
(Исполняется танец «Как прекрасен этот мир».)
Я не знаю войны.
Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять.
Чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
(Звучит песня «Большой хоровод».)