Выносливость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Выносливость можно развивать и в помещении и на свежем воздухе.
Бег
Что быть может проще бега?
Ну чему учиться тут?
Ноги ведь у человека
Сами вроде бы бегут.
Да, конечно, можно просто
Кое-как, чуть-чуть бежать.
А красиво, быстро, долго —
Это надо изучать.
Тело — прямо, без наклонов,
Лишь чуть-чуть его вперед,
Словно солнце с небосклона,
Вдаль тебя лучом зовет.
Мах бедром, стопой упруго
Землю от себя толкай.
Только ставь ее без стука,
В сторону не отклоняй.
Должен плавно бег струиться,
Как течение реки.
Лишь вперед должны стремиться
Все движения твои.
Руки в такт, в локтях согнуты,
Сильно вверх не поднимай,
Вдоль по линии маршрута
Их свободно направляй.
Не задерживай дыханье,
В ритм движениям дыши,
И в хорошем состоянье
Будут легкие твои.
Эту технику старайся
Ты при беге соблюдать
И, конечно же, пытайся
Ее тонкости познать.
В физическом воспитании школьников бег — основное средство развития выносливости, быстроты. Бег оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, прекрасно развивает опорно-двигательный аппарат, содействует воспитанию волевых качеств, имеет большое оздоровительное значение для ослабленных детей. Для занятий бегом не требуется особых условий. Он прост и доступен. Но желающему достичь совершенства в беге, добиться определенных результатов, необходимо многому учиться.
В процессе занятий бегом постепенно будут открываться его тайны. Пройдет немало времени, прежде чем организм «почувствует» бег, выработает экономичный режим работы в беге. У нас, однако, другая тема — какие же качества развивает бег? Прежде всего — выносливость. Вот с нее и начнем.
Выносливость — это способность человека противостоять утомлению в процессе продолжительной мышечной деятельности. Она подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость проявляется в процессе длительной работы умеренной интенсивности, в которой задействована вся мышечная система. Она имеет важное значение для жизнедеятельности человека, является важным условием физического здоровья и служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость — это выносливость отдельных групп мышц в какой-то определенной специфической деятельности (например выносливость борца отличительна от выносливости игрока в настольный теннис или конькобежца).
Скоростная выносливость — способность поддерживать высокую скорость (уровень быстроты) оптимально длительное время. Физиологическая основа скоростной выносливости — это анаэробные возможности организма. Мощность упражнений при такой нагрузки достигает 85-98% от максимальной. Длительность работы возможна 8-45 секунд (максимальная интенсивность) или 45-120 секунд (субмаксимальная интенсивность).
Силовая выносливость — способность проявлять силовые возможности в больший период времени, не снижая значительно показатели силы.
Статическая выносливость — способность удерживать тело (часть тела) в пространстве без совершения движений определенный отрезок времени.
Глобальная выносливость — способность длительно совершать двигательную деятельность с участием большого числа мышц (не менее 50% от всей массы).
Локальная выносливость — двигательная деятельность с участием небольших групп мышц (например выносливость мышц руки при длительном конспектировании).
Различные виды выносливости в определенной мере могут быть связаны между собой.
Качество выносливости по своей структуре, методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими качествами, как скорость, сила, гибкость.
В процессе физического воспитания по развитию и совершенствованию всех видов выносливости применяются следующие методы:
- непрерывный;
- повторного интервального упражнения;
- круговой тренировки;
- соревновательный;
- игровой.
Исследования в этой области и практическая работа говорят о том, что для создания наилучшего фундамента физической подготовки, развития общей выносливости самым эффективным методом является метод непрерывного длительного бега. Особенно это относится к начинающим бегунам.
Основные средства, которые имеются в распоряжении этого метода, подразделяются по скороста бега и по интенсивности работы.
1. Медленный длительный бег. Применяется на начальных этапах подготовки, для поддержания уровня выносливости и как средство восстановления после интенсивной работы и длительного перерыва. Длительность применения для развития аэробных возможностей составляет 0,5-2 часа. Проводится при частоте сердечных сокращений (ЧСС) от 130 до 150 уд/мин.
2. Кроссовый бег. Прекрасное средство развития общей выносливости. Темп бега зависит от длины дистанции и подготовки занимающегося. Проводится при ЧСС 140-160 уд/мин. Скорость бега у начинающих 1 км — 5-6 минут.
3. «Фартлек» или «игра скоростей». Наряду с развитием аэробных возможностей можно повышать и анаэробные способности организма. Бег в медленном темпе чередуется с ускорениями, с бегом в среднем темпе. Время его протяженности от 20 минут до 1,5 часа ЧСС в диапазоне 130-175 уд/мин. У тренирующихся спортсменов может доходить до 190.
Интервальный метод используется в большей мере в работе с опытными бегунами. Его главные принципы:
1. Дистанция бега разделяется на отрезки. Для начинающих 100-200 м, для опытных — 400-1000 м.
2. Паузы (интервалы отдыха) или пассивные (лежа, сидя, стоя), или активные (ходьба, упражнения).
3. Продолжительность интервала отдыха у начинающих значительно больше, чем время бега; на нее влияет и самочувствие занимающегося. Для бегунов со стажем пауза равна бегу, а может быть и меньше.
4. Темп бега зависит от степени тренированности бегуна.
5. Число повторения также зависит от подготовки, самочувствия, погодных условий.
Метод круговой тренировки используется для повышения общей физической подготовки, как средство комплексного развития двигательных способностей. Эффективен в работе с начинающими, особенно младшего возраста. Несложные задания на «станциях» позволяют варьировать нагрузку и осуществлять контроль за самочувствием учащихся.
Соревновательный метод оказывает самое сильное воздействие на функциональные системы организма. Его средства — контрольный бег, прикидки и соревнования. Общий объем нагрузки в контрольном беге от 3/4 до 1,5 длины основной дистанции. Число повторов от 1 до 3. Скорость бега — 90-100% от возможной на этом отрезке.
Игровой метод эффективен в работе с начинающими, так как позволяет снизить степень воздействия утомления за счет высокого эмоционального фона. Занимающиеся (особенно школьники младших классов) неосознанно чередуют беговую нагрузку с интервалами отдыха.
Развивая общую выносливость можно применять упражнения, при выполнении которых задействовано большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата. В работе с начинающими по развитию общей выносливости (независимо от возраста школьника) надо постепенно повышать нагрузку, используя метод длительного непрерывного упражнения.
Важное значение при развитии выносливости у детей имеет правильное дыхание во время бега. Организм бегуна должен получать 150-200 л воздуха в минуту (так называемая легочная вентиляция). Главным условием обеспечения этого являются глубина дыхания и его частота. При этом большое значение оказывает ритм дыхания, тесно связанный с частотой движений. Этот ритм (один дыхательный цикл) может быть таким: на 2 шага — 1 шаг-вдох + 1 шаг-выдох; на 3 шага — 2 шага-вдох + 1 шаг-выдох; на 4 шага — 2 шага-вдох + 2 шага-выдох. Рекомендуется вторую фазу цикла — выдох — проводить активно. Постановка дыхания тренируется в начале в медленном беге.
Методика развития обшей выносливости у учащихся младшего возраста
С первых занятий надо учить детей свободному и непринужденному бегу, без задержки дыхания. Акцентировать внимание на правильное положение ног, рук, туловища и дыхание. Как правило, дети 1 класса вначале не справляются с дыханием. Поэтому надо следить за тем, чтобы при беге дети дышали через нос и не задерживали дыхания. В начале можно бегать, держась за руки, на расстояние 20-30 м в одном направлении. Затем проводятся пробежки группами навстречу друг другу, с переноской и перекладыванием предметов (мячи, кубики, мешочки и др.). Чтобы школьники быстрее научились свободному, мягкому бегу, уделить внимание бегу на носках. Вначале бег проводится в одном направлении, а потом в разных. Для изменения направления бега можно пользоваться различными звуковыми и зрительными сигналами. В качестве элементарных препятствий при беге можно применять набивные мячи, подвешенные на стойках веревочки, стойки для прыжков для обегания и др. Со 2 класса можно проводить бег наперегонки в группах и парах, особо не выделяя победителей.
Для общей выносливости в этом возрасте ведущее место занимает равномерный бег. Его продолжительность 5-10 минут. Бежать надо в таком темпе, чтобы частота пульса не превышала 160 уд/мин. Одна из основных задач на начальных этапах развития выносливости — научиться непрерывно и равномерно бежать. Сразу пробежать в таком темпе до 10 минут не каждому под силу. Поэтому на первых порах желательно бег в течение 1-2 минуты для девочек и 2-3 минуты для мальчиков.
На первых занятиях допускается чередование бега с ускоренной ходьбой (30-50 м). Частота пульса при этом должна быть в диапазоне от 130 до 140 уд/мин. Постепенно от занятия к занятию увеличивается продолжительность и интенсивность бега. Подготовка в течение месяца позволит бегать с более высокой интенсивностью при частоте пульса 150-160 уд/мин. После адаптации к такой скорости бега ЧСС (частота сердечных сокращений) не обязательно замерять на каждом занятии. Но делать это время от времени необходимо, так как если бегать с одной и той же скоростью, то дальнейшего совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем не происходит. ЧСС при этом снижается. Следовательно, для того чтобы бежать при более высокой ЧСС, необходимо увеличить скорость бега.
Основной метод развития общей выносливости у детей младших классов — это, конечно же, игровой. При разучивании новой сложной игры следует начинать ее в несколько упрощенном варианте, а затем постепенно добавлять новые правила. В играх, в которых требуется разделение на команды, команды необходимо составлять равные по силам. Разнообразие игровых движений, их эмоциональность позволяют отодвигать степень утомления ребенка, что и способствует воспитанию выносливости. Однако учитель должен внимательно следить за признаками утомления и вовремя снижать нагрузку или давать отдых играющим. Зная внешние признаки утомления, можно регулировать нагрузку на занятии (см. таблицу).
Внешние признаки утомления
Руководствуясь данными признаками утомления, можно регулировать тренировочную нагрузку также в среднем и старшем школьном возрасте.
Обычное | Средняя степень | Переутомление |
Небольшое покраснение кожи лица. |
Значительное покраснение кожи лица. Большая потливость, особенно лица. Большое учащение дыхание с периодическими глубокими вдохами и выдохами. Нарушение координации движений. Боль в мышцах, сердцебиение, жалобы на усталость |
Резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи. |
Средства развития обшей выносливости
1 класс
1. Перебежки небольшими группами (по 5-6 учащихся) по прямой на расстоянии до 15 м.
2. Бег с сохранением правильной осанки.
3. Бег по «кочкам» или размеченным участкам дорожки (ширина разметки 60-80 см).
4. Бег в чередовании с ходьбой до 250 м, например 15 м — ходьба; 20 м — бег; 15 м — ходьба и т. д.
5. Бег из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
6. Быстрый бег парами, группами на расстояние до 30 м.
7. Челночный бег 3x10 м.
8. Бег в медленном темпе до 2 минут.
9. Кросс 300 м.
10. Эстафеты и подвижные игры.
2 класс
1. Все упражнения, пройденные в 1 классе.
2. Бег широким шагом.
3. Бег на носках.
4. Бег в «коридорчике» шириной 40-30 см.
5. Бег на носках в «коридорчике».
6. Бег широким шагом на носках.
7. То же, но в «коридорчике».
8. Бег с различными положениями рук (на поясе, к плечам, в стороны, согнуты в локтях).
9. Бег с изменением направления, обегая расставленные предметы.
10. Бег из различных исходных положений: из упора на коленях; из упора присев; сидя спиной к направлению бега; лежа на животе — головой к направлению бега, ногами к направлению бега; лежа на спине — головой к направлению бега, ногами к направлению бега.
11. Бег в чередовании с ходьбой до 300 м.
12. Бег в медленном темпе до 1,5 минут.
13. Равномерный бег до 400 м.
3-4 классы
1. Часть упражнений из 2 класса.
2. Беговые упражнения (с подниманием бедра, захлестыванием голени, на прямых ногах на носках, семенящий бег), 30 секунд — 1 минута.
3. Бег в чередовании с ходьбой до 800 м.
4. Бег в медленном равномерном темпе до 5 минут.
5. Бег по кольцам, разложенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-110 см одно от другого. Обращается внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.
6. Бег по коридору шириной 30 см.
7. Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего бегового шага.
8. Медленный бег с последующим ускорением.
9. Бег на скорость до 50 м.
10. Бег под уклон, переходящий в бег по инерции.
11. Повторный умеренный бег 200-400 м с паузой 3 минуты.
12. Эстафеты и подвижные игры с беговой нагрузкой.
Развитие выносливости у младших школьников по типу круговой тренировки
При этом подбираются несколько целенаправленных упражнений (6-8), каждое из которых повторяется в указанном месте («станции») в течение 30 секунд, после чего ученики отдыхают — не более 60 секунд. Класс делится на отделения (группы) по числу станций, каждое из которых по сигналу переходит от одной станции к другой. На протяжении 3-4-недельного цикла занятий число повторений заданных упражнений («кругов») увеличивается до трех при сохранении тех же интервалов отдыха между ними. Комплексы составляются из освоенных упражнений в зависимости от того учебного материала, который осваивается в данный период.
Примерный подбор упражнений для выполнения их станционным способом (каждое упражнение повторяется в течение 30 секунд):
1. Лежа лицом вниз на гимнастической скамейке, сгибание рук, продвижение вперед.
2. Исходное положение (И. п.) — основная стойка (о. с.), руки на поясе. 1 — поворот туловища налево, 2 — и. п., 3 — то же в другую сторону, 4 — и. п., 5-8 — подскоки на месте на обеих ногах. То же, но на счет 5-8 — подскоки на правой. При следующем повторении — подскоки на левой.
3. Прыжки через скакалку на двух ногах.
4. Пять сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на гимнастической скамейке (ноги на полу). Отдых — 10 секунд.
5. И. п. — о. с., руки на поясе. 1 — наклон влево, правая рука вверх, 2 — и. п., 3 — то же в другую сторону, 4 — и. п., 5-7 — пружинящие наклоны вперед (руками касаться пола), 8 — и. п., 9 — упор присев, 10 — упор лежа, 11 — упор присев, 12 — и. п.
6. Перекаты в группировке, кувырок вперед.
В начале каждого занятия полезно проводить равномерный бег 3-6 минут. Целесообразно чередовать с бегом «змейкой», бегом с изменением направления, перепрыгиванием через гимнастическую палку, прыжками вверх толчком одной с разбега, касаясь подвешенного предмета. В конце занятия провести несколько различных эстафет с палочкой, набивными мячами, волейбольными мячами, обручами и подвижную игру.
Методика развития выносливости у школьников среднего и старшего возраста
При выборе нагрузок для развития и совершенствования качества выносливости учитываются следующие требования:
1. Чтобы тренировочная нагрузка была результативна, ее интенсивность и продолжительность должны быть пропорциональны.
2. Для повышения физической работоспособности школьников нагрузка должна увеличиваться от занятия к занятию, в противном случае работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно уменьшится.
3. В процессе физического воспитания по развитию выносливости желательно повышать объем нагрузки сначала за счет ее продолжительности (удлинения дистанции или времени бега и т. д.), а только потом путем повышения интенсивности.
4. Повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно.
5. К каждой группе занимающихся должен быть дифференцированный подход, исходя из уровня их физической подготовки. Общая нагрузка должна быть в соответствии со способностями учащихся к ее адаптации.
6. Паузы между нагрузками должны носить оптимальный характер, чтобы организм занимающихся имел возможность восстановиться для дальнейшей работы.
Физические нагрузки, применяемые для развития общей, специальной и скоростной выносливости в беге, по скорости, продолжительности и воздействию на организм разделяются на пять видов: малой (слабой) интенсивности; средней, или умеренной, интенсивности; большой интенсивности; околопредельной (субмаксимальной) интенсивности; предельной (максимальной) интенсивности (табл.).
Классификация тренировочных нагрузок
Зоны |
Характеристика нагрузки |
Мальчики ЧСС, уд/мин |
Девочки ЧСС, уд/мин |
1 | Малой интенсивности | До 130 | До 135 |
2 | Средней интенсивности | 131-135 | 136-160 |
3 | Большой интенсивности | 156-175 | 161-180 |
4 | Околопредельной интенсивности | 176 и выше | 181 и выше |
5 | Максимальной интенсивности | Надкритическая мощность | Надкритическая мощность |
Нагрузки при развитии выносливости в среднем школьном возрасте
Малой интенсивности
Это медленный бег в начале и в конце занятия с интенсивностью примерно 40-45% от максимума — 4-6 классы и 45-50% — 7-9 классы. В перерывах между нагрузками ходьба, легкий бег. ЧСС не превышает 140 ± 15 уд/мин. Такие нагрузки применяются в занятиях с малоподготовленными школьниками. Если учащиеся достаточно выносливы к длительной малоинтенсивной работе, можно сразу начать с постепенного увеличения скорости и дистанции, стремясь, однако, постоянно поддерживать уровень пульса не выше 170-190 уд/мин. Сохранение ЧСС на относительно постоянном уровне обеспечивается ростом тренированности организма детей.
Умеренной интенсивности
До 50-55% максимальных — 4-6 классы и 55-60% — 7-9 классы. При таком беге легкие и сердце способны почти полностью обеспечить организм кислородом и еще остается некоторый резерв. Кислородный запрос примерно пропорционален скорости бега. При умеренной скорости продолжительность бега у мальчиков составляет от 7 до 30 минут и до 23 минут у девочек. Пульс восстанавливается: в течение первой минуты примерно до 130 уд/мин, а в течение трех минут — до 120 уд/мин.
Большой интенсивности
Примерно 55-65% от максимума — 4-6 классы и 65-75% — 7-9 классы. ЧСС от 180 до 200 ± 10 уд/мин. Сколько бы далее ни увеличивался кислородный запрос в связи с дальнейшим повышением скорости бега, организм уже не в состоянии его удовлетворить, и работа продолжается на прежнем уровне кислородного обеспечения.
Околопредельной (субмаксимальной) интенсивности
70-90% от максимума. Бег продолжительностью 15-60 секунд — 4-6 классы, 25-75 сек. — 7-9 классы. Максимального уровня ЧСС достигает у мальчиков на 400-500 м — 210-220 уд/мин у девочек — на 300-400 м — 200-215 уд/мин. С полной соревновательной интенсивностью так можно бегать в редких случаях. Вместе с тем, бояться и избегать указанных дистанций не следует. Просто нужно, чтобы учащиеся пробегали их на 10- 30% слабее, чем они могли бы это сделать с полной соревновательной интенсивностью.
Предельной (максимальной) интенсивности
Они могут быть только очень непродолжительными — не более 15-25 секунд (по возрасту). На дистанциях 80-130 м скорость составляет около 90% максимальной. ЧСС значительно более высокого уровня, чем у взрослых. Если на старте пульс равен 100-105 уд/мин, то в первые 2 секунды он резко возрастает — примерно на 20 ударов, в следующие 2 секунды еще на 10. После окончания бега ЧСС продолжает увеличиваться еще в течение 4-6 секунд и достигает 160-180 уд/мин. Пульс восстанавливается быстро: в первые 10 секунд снижается на 10-15 ударов. Скорость восстановления зависит не столько от возраста-и пола учащихся, сколько от индивидуальной способности адаптации организма каждого учащегося к нагрузкам.
Нагрузки при развитии выносливости в старшем школьном возрасте
Нагрузки малой интенсивности
Продолжительность бега у юношей 30 и более минут. У девушек более 20 минут Это обычно смешанное передвижение — бег в сочетании с ходьбой. Нагрузки малой интенсивности характерны также для вводной и заключительной части занятия. ЧСС обычно до 150 уд/мин. Для очень слабых, малоподготовленных учащихся.
Нагрузки средней, или умеренной, интенсивности
Продолжительность бега от 6-8 до 20-25 минут у юношей, у девушек до 15-20 минут. При невысокой интенсивности усилий кислородный запрос примерно пропорционален скорости движения. В этих условиях легкие и сердце, легко справляясь с нагрузкой, полностью обеспечивают потребность организма в кислороде. Еще остается и некоторый резерв, то есть кислородный запрос меньше, чем дыхательные (аэробные) возможности организма. ЧСС у хорошо физически подготовленных 140-160 уд/мин, а у менее подготовленных — 180.
Нагрузки большой интенсивности
Продолжительность бега — до 6-8 минут. Дистанции: у юношей — 700-1500 м, а у девушек— 500-1200 м. В зоне большой интенсивности ЧСС находится в пределах 190-200 уд/мин. Нагрузки большой интенсивности (в зоне критических скоростей) применяются в данном возрасте крайне умеренно.
Нагрузки околопредельной (субмаксимальной) интенсивности
Они разделяются на два диапазона: первый — от 15 до 30-40 секунд, второй от 40 секунд до 1,5-2 минут. В первом диапазоне дистанция бега для юношей — 100-250 м, для девушек — 80-200 м. Скорости также надкритические или околокритические. ЧСС достигает 200 уд/мин. Такие высокие показатели нагрузки объясняются тем, что за 30-40 секунд работа сердца значительно усиливается, причем возрастают и удельный объем и частота сердечных сокращений. При втором диапазоне интенсивности дистанции составляют: для юношей — 250-700 м, для девушек — 200-500 м. При этом ЧСС равна 200-215 уд/мин при среднем времени бега 1 минут 30 секунд — 2 минуты. В связи с сильным воздействием на организм бег с субмаксимальной интенсивностью применяется не часто и очень осторожно.
Нагрузки предельной (максимальной) интенсивности
Бег с такой нагрузкой может быть только непродолжительным — не более 15 секунд, поскольку мышцы работают в аэробных условиях. Дистанция бега для 15-17-летних до 100 метров. Скорости надкритические.
Интенсивная, но непродолжительная работа оказывает на организм подростка воздействие большее, чем на взрослый. ЧСС у юношей составляет 170-220 уд/мин, у девушек — 175-210. Но восстановление после нагрузки у них происходит быстро: за 1-2 минуты пульс снижается до 120-130 ударов.
Оздоровительный бег в самостоятельных занятиях
Бегать самостоятельно без конкретного руководства наставника могут все желающие ребята, не имеющие отклонения в состоянии здоровья. Но для этого необходимо пройти медицинский осмотр и получить разрешение и индивидуальные рекомендации. Важно как можно скорее научить ребят основам длительного бега, чтобы они могли бегать самостоятельно.
Рекомендации для самостоятельных занятий бегом:
1. Дистанция прокладывается в лесу, парке, по бульвару, обочине шоссе (левой стороне навстречу движению транспорта), в крайнем случае — по улицам (только по тротуарам, желательно — охватывая большой квартал домов без пересечения улиц). Даже в мягкой обуви не рекомендуется бегать по бетонным шоссе, булыжным и каменистым дорогам. Твердое и неровное покрытие может привести к травмам мышечно-связочного аппарата. При выборе дистанции необходимо обеспечить безопасность детей, учитывая движения транспорта.
2. Бегать можно в любое время дня за час до еды и через два часа после еды.
3. Бегать лучше небольшими группами по 3-8 человек примерно одинаковой физической подготовленности, и разница в возрасте должна быть небольшая.
4. Время бега не менее 30 минут без ускорений.
5. Можно бежать до тех пор, пока не исчезнет легкость бега и надо будет переходить на передвижение шагом.
6. Дополнительный контроль — 1-2 раза в неделю. Сразу после бега ребята подсчитывают в течение 10 секунд частоту пульса. Если пульс после бега 25-28 ударов за 10 секунд — значит, скорость и продолжительность бега были выбраны правильно. Если пульс чаще, нужно бежать медленнее или меньше времени. Пульс ниже 24 ударов говорит о недостаточной нагрузке. Второй подсчет пульса производится через 3 минуты после окончания бега. Величины 18-20 ударов за 10 секунд говорят о хорошем восстановлении и соответствии длительности и скорости бега состоянию ребенка. Через один-два месяца регулярных занятий длительным бегом дети 7-10 лет без всяких затруднений пробегают до 4-5 км, а 11-13 лет— до 6-8 км. В этом возрасте часто лидерами стаовятся девочки. Только после 13 лет начинают сказываться преимущества мальчиков. Это надо учитывать, так как из-за самолюбия мальчики в возрасте до 11 лет, соперничая со своими одноклассницами, могут систематически перегружаться.
7. Важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Одежда должна быть легкой и свободной, но пригнанной по фигуре. Резинки на куртке и брюках не должны сильно стягивать живот и щиколотки ног. Особое значение имеет обувь. Лучшей обувью для бега являются кроссовые туфли, имеющие толстую подошву.
8. Беговые тренировки должны быть регулярными, особенно при значительном изменении температуры воздуха. Регулярные тренировки способствуют закаливанию.
9. Даже при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная боль) следует переждать 1-2 дня для выяснения причины.
10. Ребята должны завести дневник самоконтроля. Форма записи примерно такая: «9 ноября 2005 года, 16 часов. Температура — 12 °С. Моросил слабый дождик.
Медленный бег 30 минут — 4 км. Бежалось легко, но, было скользко. Усталость не почувствовал. Упражнения в движении и на месте — 15 минут.
Пульс до тренировки и после тренировки (через 30 минут)».
В конце каждой недели, месяца и года необходимо записывать объем проделанной работы.
Учителю, родителям необходимо контролировать и поощрять самостоятельные занятия бегом.
Средства развития выносливости у учащихся среднего и старшего возраста
Из всех нижеследующих средств развития и совершенствования различных видов выносливости для 5-6, 7-8 и 9-11 классов выбираются те, которые со своей сложности соответствуют данному возрасту. Нагрузка варьируется согласно методике развития выносливости для данного возраста.
Развитие обшей (аэробной) выносливости
Равномерный бег
Скорость постоянная от начала до окончания упражнения.
В зависимости от способа, контролирующего величину скорости, применяются следующие виды равномерного бега:
- Бег с контролем скорости по пульсу.
- Бег в темпе с контролем времени на отрезках.
- Ритмический бег.
- Свободный бег.
Бег с контролем скорости по пульсу (ЧСС)
Бег с контролем по пульсу используется при подготовке к преодолению дистанции без учета времени, а также в оздоровительных и восстановительных целях. При подготовке к бегу без учета времени бег начинается с половины или одной трети дистанции, и от занятия к занятию постепенно увеличивается пробегаемое расстояние.
Скорость бега зависит от функционального состояния каждого ученика в данный момент (прежде всего от состояния его кардиореспираторной системы) и поставленной цели. Примерная величина ЧСС во время: тренировочного бега— 160-170 уд/мин; оздоровительного бега — 130-140 уд/мин; восстановительного бега (после болезни и физических нагрузок) — 110-120 уд/мин. Подсчет пульса — на сонной артерии за 6 секунд и умножается на 10. Преимущество такого способа заключается в оперативности, поскольку через 15 секунд после сокращения нагрузки пульс значительно снижается и не соответствует рабочему; быстрее осуществляется подсчет, и меньше задержек в работе. При беге на свежем воздухе с контролем скорости по пульсу подсчет осуществляется через один или два круга, в зале — через 2-3 минуты. На свежем воздухе можно использовать такой подсчет: все учащиеся, в данный момент подбежавшие к учителю, останавливаются и одновременно начинают подсчитывать пульс по его сигналу:
«Оп!» По следующему сигналу «Оп!» заканчивают подсчет и продолжают бег в соответствии с полученными показателями. Производится опрос школьников. Они называют количество сосчитанных ударов, например 16, 21, 20 и т. п. Ученики самостоятельно выбирают скорость бега, стараясь поддерживать определенную им ЧСС. Например (для тренирующих нагрузок), если пульс 16-17 уд/мин, то ученик бежит в том же темпе. Если 18 и более — сбавляет скорость, 15 и менее — прибавляет. Учащимся объясняется, что для их же пользы во время бега следует придерживаться присущих им пульсовых значений и выбирать скорость в соответствии с ними. Длительный бег на пульсе 180 и выше приводит к перегрузке организма, а значит и к более длительному восстановлению, что вызывает снижение результатов на последующих занятиях и может способствовать возникновению заболеваний. Бег на пульсе 150 и ниже не дает тренировочного эффекта.
Бег в темпе с контролем времени на отрезках
Скорость бега задается временем, отводимым на преодоление отдельных отрезков (кругов) дистанции.
Предварительно производится расчет времени пробегания отрезков дистанции, который зависит от длины отрезков и требуемого результата. Например, длина беговой дорожки стадиона — 250 м, спортивного зала — 50 м. Девочкам старшего возраста на оценку «хорошо» необходимо преодолеть 2 км за 12 минут, а на оценку «отлично» — за 10 минут 20 секунд. Проводим расчеты: на оценку «4» 2 км — 12 минут, 1 км — 6 минут, 250 м — 1 минута 30 секунд, 50 м — 18 секунд; на оценку «5» 2 км— 10 минут, 1км — 5 минут, 250 м — 1 минута 15 секунд, 50 м — 15 секунд. Первоначально выполняется 6-минутный бег. Скорость его такова, что учащиеся могут поддерживать его в течение всего времени бега. Постепенно скорость бега увеличивается и доводится до соревновательной. Темпы увеличения скорости зависят от возможностей учащихся.
Организация темпового бега в спортивном зале
На полу к боковым линиям волейбольной площадки подрисовываются две дуги радиусом 4,5 м таким образом, чтобы длины обеих дуг и отрезков боковых линий в сумме составляли 50 м.
Бег выполняется с внешней и внутренней стороны разметки, а также ближе к осевой линии зала — вокруг трех кругов баскетбольной разметки.
Учащиеся разбиваются на 3 группы. В первую входят наиболее подготовленные учащиеся, во вторую — менее подготовленные, в третью — ослабленные (выполняют индивидуальные задания).
Первая группа выполняет бег в заданном темпе с внешней стороны разметки. Вторая — с внутренней стороны и с меньшей скоростью, поскольку направляющий второй группы бежит за замыкающим первой, не обгоняя его. Скорость бега регулирует направляющий первой группы, который получает соответствующую информацию на каждом круге. Смотрим на график бега и в соответствии с его выполнением (ориентируясь по направляющему) сообщаем следующее: «ровно» — если бег выполняется по графику, то есть учащиеся бегут с заданной скоростью; «одна впереди» — значит, на лицо опережение графика на 1 секунду (в этом случае направляющий должен снизить скорость бега); «две отстаем» — если учащиеся бегут с отставанием от графика на 2 секунды и направляющему надо прибавить скорость бега.
Ритмический бег
Для развития чувства ритма скорость задается ритмической музыкой. Ритм соответствует возможностям учащихся. Например, на каждый четвертый шаг топнуть ногой или хлопнуть в ладоши. Используется и усложненный вариант — чередование хлопков и топанье ногой на каждый четвертый шаг.
Свободный бег
Скорость выбирается произвольно, учащиеся бегут в удобном для себя ритме.
На каждом занятии уделяется особое внимание следующим беговым упражнениям:
- Семенящий бег.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Бег с отведением бедра назад, «забрасывая» голень.
- Бег с подскоками и махом бедра вперед.
- Бег на прямых ногах на упругой стопе.
- Передвижения приставными шагами правым и левым боком.
- Бег спиной вперед.
- Сидя на скамейке, стоя с наклоном туловища вперед — работа рук в убыстряемом темпе.
- Бег в упоре стоя — в высоком темпе, с постепенным снижением точки опоры.
- Бег на месте с противодействием партнера продвижению вперед.
- Эстафетный бег по кругу, встречный.
Развитие скоростной выносливости
Бег с изменением направления
Игра «Броуновское движение»
Каждый ученик произвольно бегает по залу, меняя направление бега, стараясь не касаться остальных. Вариант: упражнение аналогично предыдущему, но один ученик выполняет, а другие (2-3) повторяют.
Бег строем
Учащиеся располагаются в одну шеренгу (или колонну) и начинают бег, стараясь держать равнение. По сигналам они выполняют повороты: один короткий свисток — поворот направо, два коротких — налево, один длинный — поворот кругом (на 180°). То же можно выполнять и при построении в две колонны.
Бег в колонну по одному
Выполняются команды, применяемые в гимнастике во время фигурной маршировки («Обход», «Противоход», «Змейка», «Петля», «Дробление» и т. п.).
Бег с изменением скорости
Многократные ускорения на 10-20 м при движении в группе:
а) по беговой дорожке;
б) по полю, от лицевой линии до лицевой и обратно несколько раз.
Движение группы — шагом или медленным бегом, лицом, спиной или боком вперед, а ускорения — только лицом вперед.
Ускорения по отметкам после ходьбы или медленного бега. Беговая дорожка делится отметками на отрезки.
Каждая из отметок — сигнал к началу ускорения, ходьбы или медленного бега.
Притормаживание (переход на медленный бег) по отметкам после быстрого бега.
Ускорения по диагонали в спортивном зале с притормаживанием в конце диагонали перед поворотом.
Бег с изменением направления и скорости одновременно
Упражнения выполняются при движении учащихся в колонну по одному.
Одиночные ускорения с перестроением
1. Последний в колонне выполняет ускорение и встает впереди направляющего.
Варианты:
а) ученик забегает вперед, обегая колонну с внешней стороны;
б) ученик бежит кратчайшим путем.
2. То же, но кратчайшим путем первый бежит в конец колонны.
Одиночные ускорения с возвращением на свое место
1. Первый в колонне выбегает из строя и, обежав мат в центре зала, встает на свое место. Как только он встал, бежит второй, затем третий и т. д. Обегать предмет можно по ходу движения колонны и против хода.
2. То же, но колонна делится на 2-4 части. По команде первые каждой части начинают выполнять упражнения, то есть одновременно бегут 2-4 ученика. Каждая часть колонны выполняет упражнения самостоятельно.
3. Упражнения аналогично предыдущему, но выполняется как вызов номеров. Обегать во время бега можно любой предмет.
4. Вызов номеров с обеганием бегущих с внешней стороны по всему кругу: а) по ходу движения колонны; б) против хода движения колонны.
5. Одиночные ускорения с возвращением на свое место или с перестроением выполнялись и при построении учащихся в шеренгу. Вся шеренга медленно бежит от одной боковой линии к другой. Добежав, разворачивается и бежит в обратном направлении.
Обегание учащихся, расположенных в колонну по одному или в одну шеренгу, в то время как они выполняют медленный бег. Обегание осуществляется с перестроением или возвращением на свое место.
Бег с отягощением для юношей старшего возраста
Используется для увеличения нагрузки в беговых упражнениях. Он относится к упражнениям военно-прикладной направленности. Практикуется для тренировки юношей старшего возраста.
Груз размещается на туловище (пояс, спина, плечи, грудь), в руке, на ногах; по количеству учащихся, переносящих груз, он подразделяется на индивидуальный, парный, групповой.
В качестве груза в индивидуальном беге применяется макет автомата, по массе равный настоящему образцу, гантели весом 0,5-3 кг, набивной мяч 1-3 кг, утяжеленный пояс 3-10 кг, рюкзак с песком.
В парном беге с грузом используются мешки с песком, ящики-носилки; в групповом — носилки, гимнастический мат, длинное легкое бревно.
Бег с грузом применяется как на протяжении всего времени бега, так и частично, половину времени — с грузом, вторую половину — без груза, или наоборот; или 1/3 всего времени бега без груза, 1/3 с грузом, 1/3 без груза и т. д.
Развитие координационной выносливости
Бег с преодолением препятствий
Применяется для развития прикладных навыков. Ученики учатся преодолевать препятствие, затрачивая минимум усилий и без лишних движений. Данный вид бега выполняется как в зале, так и на улице.
Схема бега в зале: а) по беговой дорожке; б) обегая как бы уложенную на полу во весь зал букву «с» в русской и латинской транскрипции. Препятствия количеством от 1 до 6 подбирались с таким расчетом, чтобы их можно было преодолевать быстро, не сбавляя скорости. В качестве препятствий применяются гимнастические снаряды, различные предметы, нарисованные на полу фигуры и т. п.
Полоса препятствий в зале может быть следующей:
- Гимнастическая скамейка. Устанавливают ее поперек или вдоль, параллельно полу или наклонно: а) поперек — перепрыгивают с ноги на ногу, не касаясь скамейки или с опорой на нее; б) пробегают по ней либо по полу, оставляя скамейку между ногами.
- Гимнастический козел — прыжок ноги врозь (для юношей).
- Гимнастический конь поперек — преодоление с опорой на руку и разноименную ногу.
- Стойки и планка для прыжков на небольшой высоте — перепрыгивание с прямого и косого разбега; пробегание под планкой.
- Натянутый резиновый бинт — использовался как планка в предыдущем упражнении.
- Стойки и другие предметы (стулья и т. п.) — обегание, не касаясь, зигзагом, «змейкой» и т. д.
- Гимнастическая перекладина с растяжками — различные варианты обегания стоек с подлезанием под растяжки.
- Брусья — пробегание под жердями или между жердями, а также с обеганием стоек.
- Гимнастический мат — кувырок вперед.
- Мешочки с песком, уложенные в ряд на небольшом расстоянии, — бег по ним или через них.
- Легкоатлетический барьер, опущенный на минимальную высоту, — перепрыгивание.
- Гимнастические обручи, уложенные на полу, — бег или прыжки, наступая в обручи, выполняется 1- 2 раза.
- Нарисованные на полу и расположенные в определенном порядке точки — прыжки по точкам.
На улице используются естественные и искусственные препятствия, а также их обозначения. Например, две параллельные линии поперек дорожки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга обозначают ров или канаву. Естественные препятствия — это горки, канавы, бревна, кусты и т. п.; искусственные — полоса препятствий и другие строения, забор, столбы и др.
Бег с изменением способов передвижения
Форма организации: индивидуальная, групповая и фронтальная. Передвижения меняются по заданию, ориентирам, сигналам и копированию (подражание).
По заданию
30 м (шагов) — бег лицом вперед, 30 — спиной вперед, 30 — левым боком вперед, 30 — правым боком вперед, затем все повторяется.
По ориентирам
На каждом круге (бег в зале) ученики выполняют новое упражнение от определенной отметки; от одной - до другой трехметровой линии волейбольной площадки, а в остальных местах — обычный бег.
По сигналу (зрительному или звуковому)
Способ передвижения меняется либо в заранее установленной последовательности, либо каждому способу передвижения соответствует определенный сигнал.
Копирование
Один ученик выполняет упражнение самостоятельно, а другие повторяют, старясь скопировать движение как можно скорее и точнее.
Бег в сочетании с другими действиями
По времени упражнения бывают продолжительными и кратковременными.
К кратковременным относятся упражнения, имитирующие элементы техники видов спорта или являющиеся подготовительными; выполняются по сигналам или ориентирам, на протяжении всего времени бега или его части. Так, в течение 6-минутного бега учащиеся в определенном месте зала выполняют прыжки вверх, отталкиваясь одной ногой, с касанием одной рукой подвешенного предмета (щита, кольца, перекладин и т. п.); упражнение то же, но первые две минуты ученики выполняют обычный бег, а последние 4 минуты с прыжками.
Упражнения чередуются последовательно. Например, чередование — прыжок вверх с касанием предмета, затем прыжок в длину с ноги на ногу от линии до линии и т. п. Последовательно — вначале 2 минуты — только прыжки вверх, затем — только прыжки в длину.
Используется вариант выполнения с выбором, то есть по одному сигналу выполняется одно упражнение, а по другому — другое.
Так, один свисток — выполнить поворот в движении на 360° и продолжить бег, два свистка — остановиться, дотронуться руками до пола и продолжить бег.
К продолжительным относятся упражнения, выполняемые постоянно в течение бега, замены через некоторое время, с использованием инвентаря или без него.
Примеры:
- с футбольным мячом: ведение, ведение с остановками, ведение с обводкой;
- с баскетбольным мячом: ведение одной рукой, затем другой, ведение с частой сменой рук, ведение с высоким и низким отскоком, ведение с обводкой, игровые упражнения с обводкой;
- с волейбольным мячом: передачи у стены сверху и снизу двумя руками;
- с любым мячом: вращение мяча вокруг туловища, передавая его из рук в руку;
- подбрасывание мяча на небольшую высоту и ловля его двумя руками, то же одной рукой, удары в пол и ловля, перебрасывание с руки на руку.
Челночный бег
Применяются различные варианты челночного бега: 3 х 10 м, 4 х 9 м и 10 х 10 м. Они осуществляются с применением игрового метода и в виде эстафет. Например, в играх «Держись за руки», «Перенеси предмет», «За предметом по выбору», «Кто быстрее напишет».
Организация игр предусматривает многократное пробегание коротких отрезков без перерыва для отдыха (3-6 раз) и пробегание их сериями (3-4 по 3 раза) с интервалами отдыха 1-2 минуты. Предусмотрен челночный бег 10 х 10 м на время. Он выполняется в спортивном зале и на школьной беговой дорожке.
При подготовке места занятий для проведения челночного бега на площадке отмеряется десятиметровый отрезок, с одной стороны которого проводится стартовая линия, с другой — линия, на которой размещают несколько предметов (кегли, кубики, мячи). Длина каждой линии — 4-6 м, это позволяет одновременно выполнять упражнение 3-4 учащимся. Занимающиеся становятся перед стартовой линией, принимая положение высокого старта. По команде «Марш!» каждый бежит к противоположной линии, берет один из предметов и, возвратившись с ним назад, к стартовой линии, кладет его на эту линию. Очередные стартующие также переносят все последующие предметы. Упражнение считается законченным, когда последний предмет будет доставлен на стартовую линию.
Специальные беговые упражнения комплексного воздействия
Эти упражнения — отличное средство развития всех видов выносливости. Они тоже способствуют развитию и совершенствованию ловкости, быстроты движений. Их можно использовать в работе со школьниками как среднего, старшего, так и младшего возраста (с меньшей дозировкой и в упрощенном виде).
Бег с высоким подниманием бедра.
Совершенствует вынос бедра, укрепляет мышцы, поднимающие бедро. И. п. — стоя на носках, расправить плечи, руки согнуты в локтях. Выводя таз вперед и поднимая бедро до уровня горизонтали, ученик начинает продвижение вперед (шаг около одного метра). Голень свободно висит на бедре и в конечном положении перпендикулярна земле (если голень прижата к бедру в момент его полного подъема, то это может быть ошибкой, связанной с закрепощение мышц. Свободная голень должна обязательно висеть). Упражнение можно выполнять в быстром темпе — для совершенствования частоты движений, в среднем темпе — с установкой числа подниманий, для увеличения выносливости мышц и в медленном темпе с отягощением — для силовой выносливости. Стопа на землю в этом упражнении ставится также упруго, с низко расположенной над землей пяткой. Свобода движений обязательна. Руки несут главным образом функцию равновесия, амплитуда их движений небольшая.
Семенящий бег.
Данное упражнение помогает закрепить навык упругой постановки ноги во время бега и укрепляет мышцы стопы. И. п. — такое же как и беге с высоким подниманием бедра, только руки опущены вниз или сцеплены большими пальцами за спиной. Слегка поднимая бедро и выводя вперед таз, начать бег мелкими шагами (30-50 см), акцентируя внимание на упругую постановку стопы сверху вниз и выпрямление ноги в коленном суставе с переразгибанием (как бы подтягивая прямую ногу к себе). После снятия стопы с опоры нога не «складывается», а проносится чуть согнутая в колене вперед и снова упруго ставится на грунт. Темп бега постепенно учащается. Плечи не закрепощать.
Многоскоки (бег прыжками).
Содействует правильному выполнению отталкивания, развивает мышцы ног, способствует развитию силовой выносливости. И. п. — то же, что и в первом упражнении. Длина шага зависит от мощности отталкивания и находится в диапазоне 1-3 м. Можно выделить 3 разновидности этого упражнения:
а) бег прыжками со средней амплитудой. Развивает выносливость мышц, выполняется на отрезках от 50 до 200 м серийно. Напоминает второй шаг тройного прыжка. Уделяется внимание быстрому полному отталкиванию с небольшим зависанием в фазе полета. Бедро выносится вперед не до отказа. Движения рук более широкие, чем в беге;
б) бег прыжками только за счет разгибания стопы с небольшим выносом бедра вперед. Направлен на укрепление мышц стопы. Прыжки осуществляются серийно за счет разгибания стопы. Стопа после отталкивания проносится низко над землей, как бы оставляя след. Отталкивание заканчивается пальцами;
в) на результат. Можно делать тройной, пятерной, десятерной (в зависимости от подготовки бегуна). Содействует улучшению отталкивания, совершенствует силу мышц ног. Амплитуда движений рук и ног максимальная. Таз выводится вперед.
Бег с захлестыванием голени назад.
И. п. — стойка на носках, руки упираются сзади в тазовую область. Поясница чуть-чуть прогнута. Бег совершается почти без выноса бедра вперед. Пятка сильно захлестывается назад до касания ягодиц. Длина шага — 1-1,5 м. На отрезках до 50 м.
См. также Быстрота у школьников всех возрастов и методы ее развития
Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Прыжки и развитие скоростно-силовых способностей школьников
Метание и развитие скоростно-силовых способностей и ловкости школьников