Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Подвижные игры в помещении
  5. Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития

Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития

Ловкость — это способность человека быстро овладе­вать новыми движениями и перестраивать двигатель­ную деятельность соответственно меняющимся услови­ям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для этого, и по степени точности, которой он может достигнуть в этом движе­нии после некоторой тренировки. Развитие ловкости во многом связано с совершенствованием чувства времени и пространства и мышечных напряжений.

Ловкость обеспечивается хорошо развитым мышеч­ным чувством. Оно является результатом деятельности двигательного анализатора, который можно совершен­ствовать только при специальном обучении с помощью физических упражнений.

И.П. Павлов, говоря о возможности управлять движе­ниями, указывал, что если человек не чувствует каждый момент своих движений, то и не может управлять ими. Очевидно, одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям — воспитывать у них способность управлять движением, которое обусловлива­ется развитием двигательного анализатора и тесно связа­но с умением оценивать выполняемые движения во вре­мени, пространстве и по степени мышечных усилий.

Школьники, обучающиеся умению оценивать свои движения во времени, пространстве и степени мышеч­ных усилий, успешнее справляются с различными дви­гательными действиями, умеют сопоставлять движения, выявлять сходство и различия двигательных актов. От­мечено также, что при обучении двигательным актам без формирования умений дифференцировать основные количественные характеристики движений дети огра­ничиваются рамками сформированных навыков без ва­риативности их выполнения.

Упражнения для развития ловкости различаются по степени координационной сложности, а также по степе­ни точности, скорости. Координационную сложность улучшают упражнениями с однонаправленными, раз­нонаправленными движениями, выполняемыми одновре­менно и разновременно. Развитие точности движений повышается разными способами, эта точность связана с повышением проприоцептивной чувствительности и спо­собности зрительной дифференцировки.

Особенно важно развитие ловкости у детей младше­го школьного возраста. Они значительно быстрее и рациональнее, чем их сверстники, овладевают различ­ными двигательными навыками и умениями.

Для развития и совершенствования координации дви­жений выбираются упражнения в порядке нарастающей сложности:

  • циклические движения с перекрестной координаци­ей разных видов ходьбы и бега;
  • одновременно-однонаправленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т. д.);
  • одновременно-разнонаправленные движения рук (ле­вая вперед, правая назад и наоборот);
  • поочередно одно- и разнонаправленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сто­рону и т. д.);
  • то же в 2-3 плоскостях (левая в сторону, правая впе­ред, левая вперед, правая в сторону, левая вперед, правая вверх и т. д.);
  • разнонаправленные вращательные движения (из по­ложения руки вверх круговые движения — левая впе­ред, правая назад — сходятся вверху и внизу);
  • зеркальные движения. Ученики повторяют движе­ния учителя зеркально;
  • согласование движений ног и рук: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.

Упражнения для развития координации движений у детей младшего возраста

  1. Ходьба на носках, ноги прямые.
  2. Ходьба на пятках, ноги прямые.
  3. Ходьба в полуприседе.
  4. Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, за голову, за спину и т. д.)
  5. Ходьба с последовательным изменением положе­ния рук.
  6. Ритмическая ходьба под счет.
  7. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (напри­мер на счет «3-4» — один, затем два хлопка в ладоши).
  8. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (на­пример учитель — «раз-два», ученики — «три-четыре»).
  9. Ходьба в различном темпе, с замедлением и уско­рением.
  10. С высоким подниманием бедра.
  11. Ходьба в сочетании коротких, средних и длин­ных шагов.
  12. Ходьба по разметкам, расположенным на рассто­янии 20-70 см друг от друга.
  13. Ходьба с перешагиванием через предметы.
  14. Ходьба в различном темпе.
  15. Ходьба с изменением направления и скорости дви­жения по указанию учителя.
  16. Бег на носках.
  17. Бег с высоким подниманием бедра.
  18. Бег с захлестыванием голени.
  19. Бег на прямых ногах на носках.
  20. Бег приставным шагом вправо, влево.
  21. Бег скрестным шагом левым, правым боком.
  22. Бег спиной вперед.
  23. Смена заданий в беге по сигналу учителя.
  24. Бег с изменением направления движения.
  25. Бег по «кочкам».
  26. Бег коротким, средним и длинным шагом (длина шага соответствует возрасту).
  27. Бег с преодолением препятствий.
  28. Бег на месте в медленном (100-120), среднем (130-150) и быстром (160-180 шагов в минуту) темпе.
  29. То же, но в движении.
  30. Бег с изменением скорости.
  31. Бег со старта из различных исходных положений (сидя, лежа, упор присев, стоя и т. д.).
  32. Различные варианты челночного бега.
  33. Бег на определенное расстояние на заданное вре­мя. После пробегания говорится ошибка во времени.
  34. То же задание в парах (взявшись за руки). Чья пара точнее.
  35. Бег командами на заданное время.

Упражнения для выработки чувства времени и точности движений у школьников среднего и старшего возраста

  1. Пробегание отрезков 20-100 м на заданное вре­мя. После задания учитель говорит, на сколько ошиб­ся ученик.
  2. То же самое, но отрезки — 150-400 м.
  3. Бег командами на заданное время. Чья команда точнее преодолеет дистанцию.
  4. Бег по отметкам.
  5. Бег через препятствия (набивные мячи, обручи и т. д.).
  6. Преодоление указанной дистанции за определен­ное число беговых шагов.
  7. Бег с изменением скорости и направления по за­данию.
  8. Челночный бег.

См. также
Выносливость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Быстрота у школьников всех возрастов и методы ее развития
Прыжки и развитие скоростно-силовых способностей школьников
Метание и развитие скоростно-силовых способностей и ловкости школьников

Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития