Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для этого, и по степени точности, которой он может достигнуть в этом движении после некоторой тренировки. Развитие ловкости во многом связано с совершенствованием чувства времени и пространства и мышечных напряжений.
Ловкость обеспечивается хорошо развитым мышечным чувством. Оно является результатом деятельности двигательного анализатора, который можно совершенствовать только при специальном обучении с помощью физических упражнений.
И.П. Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что если человек не чувствует каждый момент своих движений, то и не может управлять ими. Очевидно, одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям — воспитывать у них способность управлять движением, которое обусловливается развитием двигательного анализатора и тесно связано с умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий.
Школьники, обучающиеся умению оценивать свои движения во времени, пространстве и степени мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, умеют сопоставлять движения, выявлять сходство и различия двигательных актов. Отмечено также, что при обучении двигательным актам без формирования умений дифференцировать основные количественные характеристики движений дети ограничиваются рамками сформированных навыков без вариативности их выполнения.
Упражнения для развития ловкости различаются по степени координационной сложности, а также по степени точности, скорости. Координационную сложность улучшают упражнениями с однонаправленными, разнонаправленными движениями, выполняемыми одновременно и разновременно. Развитие точности движений повышается разными способами, эта точность связана с повышением проприоцептивной чувствительности и способности зрительной дифференцировки.
Особенно важно развитие ловкости у детей младшего школьного возраста. Они значительно быстрее и рациональнее, чем их сверстники, овладевают различными двигательными навыками и умениями.
Для развития и совершенствования координации движений выбираются упражнения в порядке нарастающей сложности:
- циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;
- одновременно-однонаправленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т. д.);
- одновременно-разнонаправленные движения рук (левая вперед, правая назад и наоборот);
- поочередно одно- и разнонаправленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону и т. д.);
- то же в 2-3 плоскостях (левая в сторону, правая вперед, левая вперед, правая в сторону, левая вперед, правая вверх и т. д.);
- разнонаправленные вращательные движения (из положения руки вверх круговые движения — левая вперед, правая назад — сходятся вверху и внизу);
- зеркальные движения. Ученики повторяют движения учителя зеркально;
- согласование движений ног и рук: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.
Упражнения для развития координации движений у детей младшего возраста
- Ходьба на носках, ноги прямые.
- Ходьба на пятках, ноги прямые.
- Ходьба в полуприседе.
- Ходьба с различным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверх, за голову, за спину и т. д.)
- Ходьба с последовательным изменением положения рук.
- Ритмическая ходьба под счет.
- Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши (например на счет «3-4» — один, затем два хлопка в ладоши).
- Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом (например учитель — «раз-два», ученики — «три-четыре»).
- Ходьба в различном темпе, с замедлением и ускорением.
- С высоким подниманием бедра.
- Ходьба в сочетании коротких, средних и длинных шагов.
- Ходьба по разметкам, расположенным на расстоянии 20-70 см друг от друга.
- Ходьба с перешагиванием через предметы.
- Ходьба в различном темпе.
- Ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию учителя.
- Бег на носках.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Бег с захлестыванием голени.
- Бег на прямых ногах на носках.
- Бег приставным шагом вправо, влево.
- Бег скрестным шагом левым, правым боком.
- Бег спиной вперед.
- Смена заданий в беге по сигналу учителя.
- Бег с изменением направления движения.
- Бег по «кочкам».
- Бег коротким, средним и длинным шагом (длина шага соответствует возрасту).
- Бег с преодолением препятствий.
- Бег на месте в медленном (100-120), среднем (130-150) и быстром (160-180 шагов в минуту) темпе.
- То же, но в движении.
- Бег с изменением скорости.
- Бег со старта из различных исходных положений (сидя, лежа, упор присев, стоя и т. д.).
- Различные варианты челночного бега.
- Бег на определенное расстояние на заданное время. После пробегания говорится ошибка во времени.
- То же задание в парах (взявшись за руки). Чья пара точнее.
- Бег командами на заданное время.
Упражнения для выработки чувства времени и точности движений у школьников среднего и старшего возраста
- Пробегание отрезков 20-100 м на заданное время. После задания учитель говорит, на сколько ошибся ученик.
- То же самое, но отрезки — 150-400 м.
- Бег командами на заданное время. Чья команда точнее преодолеет дистанцию.
- Бег по отметкам.
- Бег через препятствия (набивные мячи, обручи и т. д.).
- Преодоление указанной дистанции за определенное число беговых шагов.
- Бег с изменением скорости и направления по заданию.
- Челночный бег.
См. также
Выносливость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Быстрота у школьников всех возрастов и методы ее развития
Прыжки и развитие скоростно-силовых способностей школьников
Метание и развитие скоростно-силовых способностей и ловкости школьников