Быстрота у школьников всех возрастов и методы ее развития
Быстрота — это способность человека выполнять движения в минимальное время. Ее проявления очень важны в деятельности человека (например в управлении современной техникой). Многие операции в быту также требуют срочных двигательных реакций и высокой скорости движений. Улучшение реакции (одного из компонентов быстроты) даже на сотые доли секунды имеет большое значение. Люди, быстро реагирующие в одних условиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь. Качество быстроты во многом зависит от типа нервной системы и наследуется от родителей, но ее можно развивать соответствующими упражнениями.
Различают следующие виды быстроты (скоростных способностей):
- быстрота реакции;
- скорость одиночного движения;
- частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на простые и сложные.
Ответ известным движением на заранее известный или внезапно появляющиеся сигналы (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Существует довольно быстрый переход от уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций.
Сложные реакции (например выбор движения и реакции на движущийся объект) можно рассматривать как вид скоростных способностей.
При развитии быстроты необходимо учитывать следующее:
1. Увеличения быстроты можно добиться только при условии, когда весь организм находится в максимальной готовности к физическим действиям. В этой связи особенно важно основательное и общее разогревание, которое также предупреждает травмы. Кроме того, тренировка быстроты не должна быть приурочена к концу занятия, кога уже явно наметилась относительная физическая и психическая усталость.
2. Чем более расслабленной и способной к растягиванию является мышца, тем быстрее может она реагировать на внешние раздражения. При помощи упражнений на растягивание, расслабление работающая мышца может восстанавливать свою прежнюю эластичность. Расслабленная, упругая, эластичная мускулатура является обязательным предварительным условием для воспитания и развития силы и быстроты.
3. Если развитие силы возрастает по мере увеличения нагрузок, то для развития быстроты действительно условие, что, чем меньше нагрузка на работающие мышцы, тем лучше развивается быстрота реакции (например удары или броски теннисных мячей вместо волейбольных, толкание набивного мяча из положения лежа на спине вместо обычных приседаний и аналогичные упражнения).
4. При развитии скорости паузы между двумя упражнениями или нагрузками должны быть вполне достаточны для полного отдыха соответствующих мышечных групп. Нагрузка и расслабление должны чередоваться через правильные промежутки и в оптимальной дозировке между собой.
Можно выделить семь слагаемых быстроты, способствующих ее развитию:
1. Сила.
Чтобы двигаться быстро, надо, прежде всего, быть сильным, ибо это единственная возможность успешно преодолевать внутренние (вязкость мускулатуры, сопротивление в суставах, сопротивление мышц- антагонистов) и внешние (сопротивление воздуха, преодоление сил гравитации в ходе движения, преодоление сил инерции и покоя) силы, противодействующие движению человека.
2. Выносливость.
Чтобы поддержать быстроту в многократных движениях, выполняемых подряд или сериями, надо быть достаточно выносливым.
3. Гибкость и подвижность.
В некоторых случаях проявления быстроты необходима хорошая подвижность в суставах, к тому же эластичная, расслабленная мышца быстрее реагирует на сигнал.
4. Координация.
Согласованность действий мышечной системы, координированность способствуют быстрым движениям.
5. Реакция.
Надо обладать хорошей реакцией, чтобы сразу по сигналу начинать действия, вовремя переключиться на новый темп или переходить от одного движения к другому.
6. Техника.
Только высокая техника может рационально воплотить физические качества в движения с наивысшим коэффициентом полезного действия.
7. Релаксация.
Нужно уметь быстро расслаблять основные группы мышц после выполненного движения.
Значит, можно сделать вывод, что качество быстроты находится в тесной взаимосвязи с другими физическими качествами, на этом и строится методика ее развития.
Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного упражнения.
Он заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Упражнения на развитие быстроты желательно давать в начале основной части занятия, иначе их эффективность будет не полной из-за утомления. Действие упражнений должно быть кратковременным, но очень интенсивным. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления перед следующим повторением.
Метод интервального (переменного) бега.
Способствует совершенствованию анаэробных процессов в организме. Скорость бега находится в пределах 80-90% от лучшего личного результата. Интервальный бег может проводиться в 2-5 серий, по 2-4 отрезков в серии. Интервалы отдыха короткие. Отдых может быть пассивным или проходить в беге трусцой, ходьбе.
Интервальный спринт.
Также направлен на совершенствование процессов анаэробного обеспечения энергией. Длина отрезков 50-150 м. Скорость бега предельная или околопредельная. Интервалы отдыха проходят в легком беге. Часто применять этот метод не следует.
Эффективны при развитии быстроты движений соревновательный и игровой методы (особенно в работе с младшим и средним возрастом).
При развитии и совершенствовании качества быстроты в младшем и среднем возрасте большое значение имеют подвижные игры. Им следует уделять возможно больше времени. На фоне эмоционального воздействия эффективность применяемых упражнений повышается.
Чередование нагрузки с отдыхом снижает действие утомления. Соревновательный момент игр способствует высокому психическому настрою, заинтересованности детей процессом занятия.
Поскольку в старшем школьном возрасте сократительная способность мышц продолжает улучшаться, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений, может быть повышена с помощью специальных скоростных упражнений. Все упражнения силового, скоростно-силового характера благотворно сказываются на развитии силы, а от силы мышц напрямую зависит и быстрота. Эффективными средствами служат спортивные игры: баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол.
Хороший результат приносят упражнения с отягощениями. Величины внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должны превышать 30-40% от индивидуально максимального отягощения ученика. Для детей младшего возраста используются незначительные внешние отягощения или обходятся вообще без них (метание мяча, других легких предметов, прыжки, набивные мячи до 1 кг и т. д.). Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии, в зависимости от подготовленности учащегося и мощности развиваемых усилий в занятии, колеблется в пределах 6-12. Число серий в рамках отдельного занятия — 2-6. Отдых между сериями должен составлять 2-5 минут. В пределах одного занятия скоростно-силовые упражнения выполняют обычно после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей в первой половине основной части.
Средства развития быстроты
Упражнения, направленные на развитие быстроты, можно разделить на три основные группы:
- упражнения комплексного развития быстроты (спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий);
- упражнения направленного воздействия на развитие реакции, скорость выполнения отдельных движений, на скоростную выносливость;
- упражнения воздействия на скоростно-силовые, координационные способности.
Во вводной или начале основной части занятия можно использовать беговые упражнения, описанные выше. В основной части возможна подборка таких упражнений:
1. При обычной ходьбе по кругу по площадке (залу) по сигналу быстрая смена заданий: бег правым, левым боком; спиной вперед; бег на носках; присесть и т. д.
2. В ходьбе на расстоянии друг от друга 2 м по сигналу учителя ускорение с целью коснуться впереди идущего товарища.
3. Выбегание на 5—10 м со старта из разных исходных положений: упор присев; сидя спиной к направлению бега; из упора лежа; стоя спиной к направлению бега.
4. Челночный бег 4 х 5 м, 3 х 8 м.
5. С упором руками в стенку быстрый бег на месте 10-15 секунд.
Ниже приведены примерные комплексы упражнений для развития скоростных способностей у младших школьников.
Комплекс 1
«На параде».
Энергичная ходьба на месте, высоко поднимая колени (до прямого угла), с акцентом на 3-й, 7-й счет под левую ногу. Туловище держать прямо.
«Бег на прямых ногах на месте».
И. п. — руки на поясе. На каждый счет поочередно выносить ногу вперед. Темп быстрый, ноги в коленях не сгибать, спина прямая.
«Смена рук».
И. п. — широкая стойка, руки вперед скрестно правой, ладони вниз. 1-7 — смена положений рук на каждый счет, 8 — и. п.
«Хлопок под ногой».
И. п. — о. с., руки в стороны. 1 — мах левой и хлопок под ногой, 2 — и. п., 3-4 — то же правой. Опорную ногу в колене не сгибать.
«Пружинка».
И. п. — узкая стойка ноги врозь. 1 — глубокий присед, руки на колени, 2 — встать. На счет «2» — акцент.
Эстафета «Поменяй».
Команды располагаются за линией старта в колоннах по одному. У первых игроков по мячу (вес до 1 кг). В 6-15 м от линии старта напротив каждой команды в кругах диаметром 1 м лежит по мячу. По команде «Марш!» участники бегут к своему кругу, меняют мячи и возвращаются назад, передают их следующему игроку и становятся в конец своей колонны.
«Сигнал».
По заданию учителя ученики выполняют упражнения. По сигналу (хлопку, свистку) дети прыжком поворачиваются направо и продолжают выполнять упражнения до следующего сигнала.
Комплекс 2
«Ходьба на месте».
По сигналу быстро присесть и встать. Спину держать прямо.
«Бег лошадки».
И. п. — руки на пояс. 1 — бег на месте, высоко поднимая бедро, 2 — захлест голени назад. Туловище держать прямо, ногу ставить с передней части стопы, пружиня.
«Бокс».
И. п. — стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки на уровне груди. 1 — «удар» прямой рукой, 2 — и. п., 3-4 — то же другой рукой. Руки выпрямлять в локтях, движения быстрые.
«Попрыгунчики».
И. п. — руки на пояс. 1-2 — прыжки на двух ногах, 3-4 — прыжком поворот направо, хлопок перед грудью, 5 — и. п.
«Встречная эстафета».
Участники строятся в колонны и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. У игроков, стоящих впереди колонн на одной стороне площадки, по волейбольному мячу. По команде «Марш!» игроки с мячами бегут к стоящим впереди игрокам второй половины своей команды, которые располагаются напротив, отдают им мячи и встают в конце этой колонны. Игроки, получившие мячи, бегут к своей половине команды, стоящей напротив, отдают мячи очередным игроками, встают в конце колонны и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
«Два флажка».
У учителя в каждой руке по флажку разного цвета (например красный и зеленый). Если он поднял вверх флажок красного цвета — бег на месте. После подъема зеленого флажка — остановка. Повторить 2-5 раз.
Комплекс 3
«Ходьба на месте».
В разном темпе с различными положениями рук (на пояс, к плечам, на голову, в стороны, вверх, за спину).
«Бег на месте с поворотами».
И. п. — о. с., руки согнуты в локтях, как при беге. 1 — бег на месте, 2 — не прекращая бега, поворот налево. Упражнения выполняют с четырьмя поворотами.
«Поймай комара».
И. п. — о. с. 1 — быстро выполнить хлопок перед собой, руки согнуты, 2 — и. п.
«Ванька-встанька».
И. п. — о. с. 1 — присесть, 2 — встать. На счет «2» упражнение выполнять быстро, обратить внимание на полное выпрямление ног.
«Зайка».
И. п. — о. с., руки в стороны и вниз. 1 — прыжок на обеих ногах направо, 2 — и прыжок на обеих ногах налево.
«Эстафета с палочкой».
Команды выстраиваются в колонны. У первых игроков в руке эстафетная палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку очередному участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.
«Великан, пеликан».
При слове «пеликан» все учащиеся быстро выполняют присед, руки в стороны; при слове «великан» быстро встают, руки вверх.
Средний возраст (5-9 классы)
Для развития быстроты у школьников данного возраста применяются упражнения скоростно-силовой направленности на следующие компоненты быстроты:
а) на быстроту реакции;
б) на скорость выполнения отдельных движений;
в) на улучшение частоты движений;
г) на улучшение стартовой скорости;
д) на скоростную выносливость;
е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом.
Упражнения для улучшения быстроты реакции
Для выработки быстроты реакции используются упражнения, включающие в работу двигательный, зрительный и слуховой анализаторы.
Повышение быстроты реакции на стартовую команду достигается с помощью следующих упражнений:
- Все идут по кругу. По сигналу надо выполнить то или иное обусловленное движение (приседание, прыжок вверх). Последний выбывает (или получает штрафное очко).
- Выполнение по сигналу старта (высокого, низкого).
- Во время игры (баскетбол, волейбол, футбол) по особому сигналу учителя быстро принять положение приседа.
- Во время бега в среднем темпе по сигналу бег в другом направлении, остановки и т. д.
- Старты от стены из положения стоя спиной, лежа, сидя лицом или спиной к направлению бега.
- Резкий переход к ускорению по сигналу во время медленной пробежки.
- Обегание препятствий и пробегание между ними на время.
- Выбегание из строя (до определенного места) по неожиданному вызову водящего.
- Беговые упражнения, выполняемые в меняющемся темпе.
- Пробегание под длинной скакалкой и прыжки через скакалку, вращаемой с неожиданной сменой скорости.
Упражнения для повышения темпа движений
- Выполнение в постепенно увеличиваемом темпе бега на месте, прыжков через какой-либо предмет (скамейку, набивной мяч), прыжков со скакалкой (короткой, длинной), поднимание легких предметов (гантелей 0,5- 1,5 кг) от бедер вверх, вращения туловища.
- Стартовые ускорения, ускорения с хода.
- Бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой движений. 3-4 серии по 15 м.
- Бег с захлестыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 3-4 серии по 15 м.
- Бег на месте в упоре руками о стену с максимальной частотой движений. 4 серии по 20 секунд. Отдых между сериями — 20-40 секунд.
- «Семенящий» бег с максимально возможным количеством шагов в единицу времени.
- Бег со скакалкой.
- Бег на месте через скакалку с изменением темпа.
- Максимально быстрый бег на 10-15 м с наименьшим количеством шагов.
Стартовые рывки
- По сигналу стартовый рывок на 10-15 м из различных положений к направлению бега: стоя лицом, спиной, боком; сидя лицом, спиной; из упора лежа; из упора присев; из упора лежа сзади. 5 стартов один за другим, ходьба вдоль беговой дорожки.
- 3-4 старта, бег трусцой, 4-5 стартов, ходьба.
- Ходьба или легкий бег, по сигналу — с высоким подниманием бедра.
- То же с захлестыванием голени.
- В парах. Первый выбегает с низкого старта. Второй с упором в плечи придерживает его на старте.
- Старт под уклон.
- Челночный бег. Два легкоатлетических барьера высотой 70-90 см (по возрасту). Расстояние между ними — 5 м. Бег между ними до касания рукой барьера в течение 15 секунд. Оценивается пробегаемое расстояние.
Старший возраст (10-11 классы)
Все упражнения, используемые для развития быстроты в среднем возрасте, выполняются выборочно. Также можно использовать нижепредложенные.
Упражнения для улучшения быстроты, реакции и повышения темпа отдельных движений
Стоя в кругу спиной друг к другу. Учитель объясняет задание, и по свистку надо его быстро выполнить. Чтобы сигнал был неожиданным, между объяснением и свистком должны быть различные по протяженности паузы.
- Второй вскакивает на спину первого, соскакивает. Оба поворачиваются кругом, вскакивает первый и т. д.
- Первый стоит ноги врозь. Второй проползает между ног первого и встает ноги врозь, первый вскакивает к нему на спину.
- Сидящий на спине соскакивает, проползает вперед между ногами стоящего, обегает вокруг него, снова вскакивает на спину. Повторять, пока не будет смены задания.
- Все вторые бегут по кругу, проползают между ногами первых, которые быстро вскакивают к ним на спину.
- Второй обегает первого, встает ноги врозь, первый проползает между его ногами, и второй моментально вскакивает на спину первого.
- То же. В парах (верхом) пробежать один круг. Кто быстрее встанет на прежнее место?
- Вскочить на спину, сидеть неподвижно. По свистку соскочить, сразу снова вскочить и т. д.
- Первые и вторые на разных площадках играют в салки. По свистку обе группы бегут навстречу, второй ищет своего первого и вскакивает ему на спину.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
- Челночный бег 3 х 10, 5 х 10.
- Беговые упражнения в быстром темпе (с подниманием бедра, захлестом голени, семенящий бег, бег на прямых ногах на носках).
- Преодоление лабиринта из полосы препятствий на время.
- Бег зигзагом. В конце каждого зигзага выполнить прыжок в присед, прыжок выпрямившись.
- Бег на короткий отрезок, на каждом конце его прыжок с поворотом кругом в присед.
- Ученики трусцой произвольно бегут по площадке (залу). По сигналу они в очень быстром темпе меняют направление бега, отскакивают в сторону, высоко подпрыгивают, делают рывки на 5-7 м. По свистку — снова медленный бег. Упражнения длятся примерно в течение 10-15 секунд, медленный бег в течение 30 секунд.
- Бег с «тенью». Двое бегут друг за другом. Первый по свистку произвольно делает серию движений (прыжки, повороты, скачки и т. п.). Второй в том же темпе точно повторяет все движения первого. 10-15 сек., отдых — медленный бег 30 сек. Повторить несколько раз, меняясь ролями.
- Бег цепочкой. Занимающиеся (не меньше шести) идут или бегут в медленном темпе цепочкой с интервалом 3-5 м. Последний делает спурт вперед вдоль цепочки и занимает первое место, соблюдая заданное расстояние. Затем выходит на спурт следующий и т. д.
- Бег по ступенькам вверх, высоко поднимая колени.
- То же через ступеньку.
- То же, акцентируя движения маховой ноги и руки.
Развитие скоростно-силовой выносливости
- Взбегание в гору.
- Сильные отталкивания при беге на месте с упором на дерево, забор, стену.
- Бег с гантелями в руках.
- Бег с отягощениями на ногах.
- Бег с отягощением на поясе.
- Беговые упражнения с утяжелителями.
- Бег с противодействием партнера.
См. также Выносливость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Ловкость у школьников всех возрастов и методы ее развития
Прыжки и развитие скоростно-силовых способностей школьников
Метание и развитие скоростно-силовых способностей и ловкости школьников