Путешествие по Странам Знаний. Цифры, фигуры и буквы для дошкольников
Задачи:
- совершенствовать умение складывать и вычитать в пределах 10 на наглядной основе;
- формировать навык прямого и обратного счета, умение сравнивать количество предметов, мотивацию учения;
- обобщить знания о звуках;
- развивать фонематический слух, ассоциативную и зрительную память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук;
- учить работать в группе.
Оборудование:
- игрушка паровозик;
- изображение корабля из геометрических фигур;
- пиктограммы;
- музыкальная композиция «Шум моря»;
- большая книга «Азбука»;
- раздаточный материал: карточки «Четвертый лишний», набор иллюстрированных предметов (бочки, ящики, канаты), серия карточек «Что сначала, что потом».
Школьные принадлежности:
- пластилин,
- шариковая ручка,
- цветные карандаши.
Десятое и заключительное занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (2—3 мин)
— Сегодня у нас последнее занятие. (Занятие из цикла → "Страна знаний").
Вы многое уже знаете и умеете, хорошо справляетесь с любыми трудностями. Значит, дорога к странам Знаний для вас открыта. Вы готовы отправиться на паровозике в путешествие по странам Знаний?
У Паровозика может меняться настроение: оно может быть радостным, довольным, веселым, грустным, печальным, удивленным. (Педагог демонстрирует пиктограммы и раздает их детям.)
А какое настроение у вас?
Детям предлагается взять пиктограмму своего настроения, построиться в паровозик, сосчитать вагоны (первый, второй и т. д.) и отправиться в путешествие. Дети, держась друг за друга, имитируют движение поезда;
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чох-чох, чу-чууу,
Далеко я укачу-ууу!»
Т. Волгина
Страна Геометрика (8—10 мин)
См. → Путешествие в Королевство Геометрика Великого
— В этой стране, как мы знаем, живет Великий Геометрик. Сейчас он отправился на корабле в гости к своему брату.
(Педагог демонстрирует изображение корабля, состоящего из геометрических фигур.)
Чтобы нам его догнать, нужно построить точно такой же корабль.
Детям предлагается в течение 20—30 секунд запомнить изображение корабля и из геометрических фигур воспроизвести его.
Затем геометрические фигуры анализируются. Сколько овалов? Сколько кругов? Каких фигур (овалов или кругов) больше и на сколько? Сколько треугольников? Каких фигур поровну? Сколько фигур, которые не являются кругами и овалами? И т. д.
Мы догнали Великого Геометрика и попали к его брату. Он хочет загадать вам загадки:
— У какой фигуры четыре угла?
— У какой фигуры все стороны равны?
— У какой фигуры нет углов?
— Как называется фигура, у которой 5 углов?
— Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и мы можем отправиться дальше.
Детям предлагается взять пиктограмму своего настроения, построиться в паровозик и, назвав номера вагонов в обратном порядке, отправиться в путешествие. Дети, держась друг за друга, имитируют движение поезда.
Страна Сообразилия (14 мин)
Практическая работа (рис.)
Необходимо соединить цифры по порядку и догадаться, на чем мы можем передвигаться по этой стране: рыба — можем передвигаться на водном транспорте (дети перечисляют); бабочка — на воздушном транспорте (дети перечисляют).
— Мы сейчас сядем на корабль и поплывем по океану. (Дети имитируют движения.)
А навстречу нам плывет акула, и чтобы она нас не съела, нужно отдать ей лишние предметы.
Практическая работа
Детям предлагается работа в паре. Они должны зачеркнуть лишний предмет из четырех и обосновать свой выбор, а также придумать аналогичное задание для соседней пары: назвать четыре слова, одно из которых не подходит по тому или иному признаку.
Физкультминутка «Шум моря» (под музыку)
Дети имитируют движения пловца. Снова садятся на корабль, имитируя качку на воде.
— Наш корабль может потерпеть кораблекрушение. На каждом корабле все всегда подсчитано. Давайте посчитаем, чего не хватает, а что лишнее на нашем корабле.
Детям предлагается работа в группах.
У каждой группы лежит определенное количество предметов (первая группа: 5 бочек, 4 каната, 7 ящиков; вторая группа: 4 бочки, 6 канатов, 5 ящиков).
— На корабле должно быть 3 бочки. Сколько бочек лишних? Что нужно сделать, чтобы осталось 3 бочки? (Убрать, отнять.) (Каждая группа составляет пример.)
— Необходимо 7 канатов. Что нужно сделать, чтобы получилось 7? (Добавить, прибавить.) (Составляется пример.)
— А ящиков — 4. Как получить 4? (Выполняется аналогичная работа.)
— Молодцы! Корабль спасен. А теперь мы посмотрим, как каждый из вас самостоятельно может сделать эту работу.
Практическая работа (рис.).
Необходимо зачеркнуть (отнять) или дорисовать (прибавить) необходимое количество предметов. Дети составляют и читают полученные примеры: 3 елочки плюс 2 елочки будет 5, 5 грибочков минус 1 грибочек будет 4 и т. д.
Наш паровозик совсем без нас загрустил. Пора к нему вернуться.
Физкультминутка «Шум моря»
— Наш паровозик готов к дальнейшему путешествию. А вы готовы? Паровозик повезет нас в Страну Азбуку.
Дети, держась друг за друга, имитируют движение поезда.
Страна Азбука (10 мин)
— Чтобы попасть в Страну, нужно сначала пройти «звуковой ручеек» (см. занятие → На паровозике из Ромашкова за цифрами и звуками).
Вы готовы?
Перед тем, как начать игру, дети вспоминают, какие бывают звуки речи (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие) и почему они так называются. Вспоминают о том, что звуки произносят и слышат.
— Мы попали в Страну Азбуку. Кто в ней живет? (В ней живут буквы.)
Практическая работа (предлагается работа в группах)
— Многие из вас знают буквы. А умеете ли вы рассказывать истории? Чтобы открылась Азбука (педагог показывает книгу «Азбука»), необходимо разложить картинки в определенном порядке и рассказать историю.
(Дидактическая игра «Что сначала, что потом», по выбору педагога.)
— Молодцы! Вы справились с заданием. (Педагог открывает книгу «Азбука», а дети называют знакомые им буквы.)
Нам пора садиться на паровоз и ехать дальше.
Физкультминутка «Паровоз» (1 —2 мин)
Детям предлагается взять пиктограмму своего настроения, построиться в паровозик и отправиться в путешествие. Дети, держась друг за друга, имитируют движение поезда.
Закрепление пройденного. Лепка (10—12 мин)
— Как мы попали в Страну Геометрика, Сообразилию, Азбуку?
Педагог предлагает детям из пластилина слепить любую геометрическую фигуру, цифру и букву.
Игра «Наши ручки — это глазки»
По считалочке выбирается ведущий. Ему закрывают глаза и предлагают назвать любую цифру.
Дети считают до заданного числа, а педагог подводит его к любой работе ребенка.
Дети произносят: «Наши ручки — это глазки», ведущий должен узнать геометрическую фигуру, цифру и букву. Если он называет правильно, то ведущим становится тот, чья это работа.
Подведение итогов, рефлексия (3 мин)
Пришло время возвращаться домой. Детям предлагается взять пиктограмму своего настроения, построиться в паровозик и отправиться в путь. Дети, держась друг за друга, имитируют движение поезда и становятся в круг.
Какие занятия вам понравились больше и почему?
Какие игры вы запомнили?
Чему вы научились?
Что было трудным?
Дети передают друг другу игрушку паровозик и рассказывают, что они делали, что им понравилось, что они узнали, чему научились и т. д.
Наши занятия подошли к концу.
Осенью вы пойдете в школу и станете настоящими учениками — умными, любознательными, сообразительными, старательными, вежливыми, дружелюбными.
И у вас все получится!