Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Сценарии
  4. Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему

Сценарии к празднику - День Защитника Отечества
Сценарии ко Дню Победы (9 мая)
Сценарии на военную тематику

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В празднично оформленный игрушками, рисунками зал входят дети.

Ведущий.

Сегодня - День защитника Отечества. Солдаты охраняют нашу мирную жизнь. Легкой их службу не назовёшь. Надо быть сильным, чтобы не уставать, смелым - чтобы не бояться врага, умелым - чтобы знать, как с оружием обращаться.

Поздравляем наших сильных, ловких и смелых солдат!

1-й ребёнок.

Армии Российской

Сильней на свете нет.

Защитникам Отечества

Мы шлём большой привет!

2-й ребёнок.

Поздравить славных воинов сегодня нам пора.

Давайте громко крикнем:

- Ура! Ура! Ура!

Взрослые (музыкальный руководитель или кто-то из родителей) исполняют песню «Салют Победы», муз. и с л. В. Шестаковой.

Песня "Салют Победы"

Муз. и сл. В.Шестаковой

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.

Рано поседевшие солдаты
На парад надели ордена,
Потому что в этот день когда-то
Кончилась великая война.

Припев:

Гремит салют, гремит салют.
Как в том военном сорок пятом,
И в этот день цветы несут
Погибшим на войне солдатам.

2.

Заалели майские закаты.
Соловьи запели над рекой.
Прошагали всю войну солдаты,
Чтобы жили мирно мы с тобой.

Припев.

3.

И глядят с портрета молодые
Их таких запомним мы с тобой:
Дедушка с друзьями фронтовыми,
На шинели — орден боевой.

Припев.

Дети под "Марш" С. Прокофьева маршируют по залу.

Ведущий.

А знаете ли вы, ребята. пословицы и поговорки об армии, о подвигах героев, о славе победителей?

Дети (по очереди).

Герой за Родину горой.

Жить - Родине служить.

Где смелость - там победа.

Русский боец - всем молодец.

Смелого враг не возьмёт.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Если армия сильна - непобедима и страна.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

Ведущий.

Молодцы, ребята! Много пословиц и поговорок знаете. «Трудно в учении - легко в бою» - так говорил славный полководец Александр Суворов. А ещё запомните поговорку: учиться - всегда пригодится!

Взрослые исполняют песню «Вместе с книгой».

Песня "Вместе с книгой"

Сл. и муз. В.Шестаковой

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.

Откроешь страницу из книги

И, может, увидишь вдали:

Степные просторы, леса и озёра,

И в море плывут корабли.

2.

Листаешь страницы цветные,

И кажется: здесь я живу.

Дворцы золотые, дома расписные,

Встают предо мной наяву.

3.

За каждою новой строкою

Стоит интересный герой.

Печалится книга, мечтает с тобою,

И радости делит с тобой.

4.

Откроешь страницу из книги

И, может, увидишь вдали:

Степные просторы, леса и озёра,

И в море плывут корабли.

Дети (по очереди).

Хочется героем быть

И тебе, и мне,

И Отечеству служить

На родной земле.

Я мечтаю сильным стать,

Как Муромец Илья,

Вот таким богатырём

Быть хочу и я!

Славно билася дружина

В поле Куликовом.

Будет помнить наш народ

Дмитрия Донского.

И когда на Русь напал

С войском рыцарь шведский.

Честь России отстоял

Александр Невский.

Вёл к победе смело

Всем бойцам отец.

Полководец славный

Суворов-молодец.

Укреплял флотилии

У русских берегов

Адмирал российский

Фёдор Ушаков.

Как сражался за Москву,

Побеждал французов

Славный русский генерал

Михаил Кутузов!

Я живу мечтою:

Проскакать бы мне,

Как Георгий Жуков,

На лихом коне!

Будем Родину любить.

Как они любили,

И Отечеству служить,

Как они служили.

Ведущий.

Важно для солдата уметь дружить, ведь в походе, бою нужно, чтобы рядом были надёжные товарищи. А знаете ли вы пословицы о дружбе?

Дети (по очереди).

  • Нет друга - так ищи, а нашёл - так береги.
  • Не узнай друга в три дня, а узнай в три года.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Дружбу водить - себя не щадить.

Группа детей исполняет «Песенку друзей», муз. В. Герчик, сл. Я. Акима.

"Песенка друзей"

Муз. В. Герчик, сл. Я. Акима.

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.

Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить
ни за что на свете.

Припев:

Ни за что, ни за что
Ни за что на свете
Ни за что, ни за что
Ни за что на свете

2.

Не бросай друзей своих,
Будь за них в ответе.
Не давай в обиде их
Никому на свете.

Припев:

Ни за что, ни за что
Ни за что на свете
Ни за что, ни за что
Ни за что на свете

Ведущий.

А теперь я хочу загадать вам загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (Самолёт.)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился... (парашют).

Он не летчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это?

Дети.

Космонавт!

Дети исполняют «Песенку юных космонавтов».

"Песенка юных космонавтов"

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.    

Космонавтом смелым

В небо полечу.

Что за облаками -

Увидать хочу.

Припев:

Улетаю в космос я

В звёздном корабле.

Помашу в иллюминатор

Дорогой Земле.

2.

Я увижу Землю

В зелени лесов.

Снежные вершины

В дымке облаков.

Припев.

3.    

Поднимусь высоко

И увижу я:

Нет планеты лучше,

Чем Земля моя!

Припев.

Ведущий.

Молодцы! Но чтобы стать космонавтом, надо быть сильным, смелым, ловким, умным! Слабых в космос не берут, ведь полёт - нелёгкий труд!

1-й ребёнок.

Чтобы научиться,

Будем мы трудиться!

Некогда лениться нам:

Ждут дела и тут и там!

Дети исполняют песню «Некогда лениться»

Песня "Некогда лениться"

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.

Утром в мягкую кровать

Лень зовёт опять поспать.

Прогони ее тотчас,

Нет лентяев среди нас!

Припев:

Нужно с самого утра

Делать добрые дела,

Чтобы в детский сад к ребятам

Лень дорогу не нашла.

2.

Мы в работе целый день.

Уходи с дороги, лень.

Некогда лениться нам,

Ждут дела и тут, и там.

Припев.

3.

С добрым делом легче жить

И с работою дружить

Мастерить и рисовать,

Песни петь и танцевать!

Припев.

2-й ребёнок.

Я проснулся рано-рано,

Потянулся, прыг с дивана!

Приседаю и скачу -

Очень сильным стать хочу!

Дети исполняют песню «Будем Родине служить».

Песня «Будем Родине служить»

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

День защитника Отечества. Праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

1.

Я зарядкой по утрам

Заниматься рад,

Потому что сильным быть

Должен наш солдат.

Припев:

Посмотрите на ребят,

Как шагают дружно в ряд.

Как шагают дружно в ряд!

2.

Подарила мама мне

Шапку с якорьком.

Поплыву па корабле

Смелым моряком.

Припев.

3.

Смена славная растёт!

Если захочу.

Я, как старший брат-пилот,

В небо полечу.

Припев.

4.

Буду в армии служить.

Как служил мой дед,

И Россию охранять

От войны и бед!

Припев.

Ведущий.

В нашем зале на ребят смотрят любимые игрушки: куклы, мишки, лошадки... Чу! Я слышу чей-то голосок...

Мальчик (в костюме солдатика).

Я - солдатик оловянный.

Из игрушек самый главный.

Я не плачу, не горюю,

Днём и ночью марширую.

(Под музыку марширует на месте.)

А ещё могу стрелять

Из ружья и пушки.

Если кто-нибудь ломать

Вздумает игрушки!

Ведущий.

Эй, солдатики, скорей

Маршируйте веселей!

Группа детей выполняет раз личные перестроения под «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Ведущий.

Спасибо вам, игрушечные солдатики!

Ведущий предлагает детям почитать стихи, посвящённые Дню защитника Отечества.

Группа детей исполняет любой весёлый танец, например, «Яблочко».

Ведущий.

Пусть армия родная мир бережёт,

Пусть армию родную любит весь народ!

Звучит в записи песня «Пусть всегда будет солнце», муз. А Островского, сл. Л. Ошанина. Дети вместе со взрослыми подпевают припев.

День Победы. Сценарий для старших дошкольников

Центральная стена в музыкальном зале празднично украшена. В зале стоит макет избы с русской печкой, скамьей, столом и посудой.
Дети входят в зал под марш Свиридова.
Музыка здесь - Марш. Танец для дошкольников

Ведущая

Дорогие гости, уважаемые взрослые, дети! Девятого мая наша страна отмечает Праздник Победы.

1-й ребенок

Майский праздник —
День Победы —
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

2-й ребенок

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет Победы на год запирали.

3-й ребенок

Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее!

Песня «Наследники Победы», муз. Е. Зарицкой, сл. В. Шумилина, или другая по выбору.
Ноты и минусовка здесь - Наследники Победы муз. Е. Зарицкой, сл. В. Шумилина
Вручение подарков ветеранам.

Ведущая

22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу Родину.

Дети (поочередно)

Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы стоял на посту
Ночью боец молодой.
В грозную ночь он не спал, не дремал —
Землю родную стерёг.
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залёг...
Чёрные тени в тумане росли.
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали.
Так начиналась война.

Ведущая

Враг рвался к столице нашей Родины — Москве. Послушайте, что писал солдат Евгений Петров в ноябре 1941 года: «... Сейчас Москва за самой спиной, на некоторых участках всего лишь в шестидесяти километрах. И остановить немцев нужно именно сегодня. Бои идут очень серьёзные...» Но враг не прошёл. Наш народ, и стар и млад, встали на защиту столицы и отстояли Москву.

Ребенок

Мы все гордимся нашей Москвой,
Наша столица — город-герой,
Красные звёзды горят над тобой,
Город родной, город-герой.
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.
Все мы сегодня гордимся тобой,
Город родной, город-герой!

Ведущая

Враг наступал не только на суше, но и на море. Но наши моряки не сдавались. Проявляя героизм, топили вражеские корабли и подводные лодки и одерживали победу за победой. Героям-морякам посвящается этот танец.

Танец «Морячка» (музыка О. Газманова).
Танец моряков. Парный танец для детей

Ведущая

Немалые испытания легли в те суровые дни и на плечи женщин, которые помогали мужчинам на полях битвы и в тылу.

Ребенок (девочка)

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность наша в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Ведущая

Всем женщинам-ветеранам Великой Отечественной и труженицам тыла посвящается этот танец.

Танец «Синий платочек» - Синий платочек Танец для девочек 5-7 лет

Ребенок (девочка)

Не к лицу бойцу кручина,
Места горю не давай,
Если даже есть причина —
Никогда не унывай,
А частушки запевай!

Дети исполняют частушки.

Ведущая

Война войной, а обед по расписанию. Как солдату выжить на войне без каши и щей? У каждого солдата с собой всегда была ложка. (Показывает алюминиевую ложку.)

Ребенок

Эта ложка и для каши,
И для супа, и для щей.
Ты игру послушай нашу,
Сразу станет веселей!

Игра на ложках (рус. нар. мелодия «Коробейники»). Ноты здесь под номером 18 - Танцы для мальчиков. Ноты. Движения. Минусовки
Из-за макета избы выходит бабушка, садится на скамью около печки и перебирает крупу.
В зал под мелодию военных лет входит солдат, идет устало, останавливается, здоровается, затем обращается к залу.

Солдат

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, живой.
Не имел, ребята, права
Я замерзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был салюта гром
Я услышать майским днем.
Должен был вернуться к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В день Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, но землю спас...
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

Сценка «Каша из топора»

Солдат (стучит в дверь)

Пустите отдохнуть прохожего человека!

Бабушка

Заходи, служивый!

Солдат

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Бабушка

Ох, добрый человек, и сама сегодня еще ничего не ела!

Солдат

Ну нет, так нет. (Заглядывает под лавку, достаёт топор без топорища.) Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.

Бабушка

Как так — из топора кашу?

Солдат

А вот так. Дай-ка котел! (Моет топор, кладет в котел, наливает воды.) Ребята, вы знаете, как кашу варить? (Дети отвечают.)

Игра «Варим кашу».

Ведущая

Раз, два, три!
Кашу, горшок, вари!

Дети (двигаясь по кругу)

Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Наливаем молоко... (ребенок входит в круг)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Сыплем сахар... (ребенок входит в круг)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Высыпаем всю крупу... (трое-четверо детей входят в круг)
Мы внимательными были,
Все продукты поместили.
Каша варится, пыхтит,
Вкусным запахом дразнит! (внешний круг идет направо, внутренний налево)
Ее вместе поедим,
Всех мы кашей угостим!

1-й ребенок

Ешь ты кашу «Геркулес» —
Это чудо из чудес!
Ешь — и станешь силачом,
Любая гиря — нипочем.

2-й ребенок

Каша из гречки
Где варилась?
В печке.
Кашу хвалили,
На всех поделили!

3-й ребенок

Каша белая из риса
Полезней всякого ириса.
Зёрна белые тверды,
Но налей в чугун воды,
Да поставь на огонек,
Да насыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко —
И берись за ложку!

4-й ребенок

Кашу манную любят малыши!
Белую, пушистую едят от души.
Любят ее с маслом,
Любят с молоком,
Станут все здоровыми,
Сильными потом!

Песня «Манная каша», муз.и сл. Л. Абелян - Ноты Песенка про манную кашу сл. и муз. Л. Абелян.

Солдат

Посмотри-ка, бабуля, не найдётся ли у тебя крупы какой, а то каша очень жидкая получается. (Бабушка достает крупу. Солдат сыплет ее в котел.)

Ведущая

И вот она, долгожданная победа! 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война.

Ребенок

Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто — за подвиг трудовой
В своем родном краю...

Танец «Казачок» (или другой по выбору).
Казачок Танец для детей

Ребенок

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(Н. Найденова)

Песня «Мы рисуем голубя», муз. О. Ширяева, сл. М. Лисича.
Мы рисуем голубя муз. О. Ширяева, сл. М. Лисича

Солдат

А не хотите ли вы, ребятки, отведать той самой солдатской каши, которая помогла нашим солдатам стать сильными и победить врага? Рассаживайтесь поудобнее и готовьте свои походные ложки! (Детям и гостям раздают «кашу из топора».)

Пожелания ветеранам.

День Победы. Сценарий на 9 мая для дошкольников старшей и подготовительной группы

День Победы. Сценарий для школьников

  • 9 мая
  • день победы

Атрибуты праздника

Написать на картонках цифры 1941, 1942, 1943, 1944 чёрной краской и 1945 — красной.
Цифры укрепить на палочках.
Раздать детям цветы.
Поставить к центральной стене невысокий столик, на котором будут стоять две вазы для цветов и будут лежать символы войны: каска, гильза от снаряда и т. д.

Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в зал и останавливаются полу­кругом у центральной стены.

Вперёд выходят три ребёнка и читают стихи:

Сколько звёзд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз,
Соловьиное горло — Россия,
Белоногие пущи берёз;
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких-то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По-родному, по-русски — взахлёб;
Да какой-нибудь старый шалашик,
Да задумчивой ивы печаль.
Да родимые матери наши,
С-под ладони глядевшие вдаль.
(А. Прокофьев)

Дети исполняют русский хоровод под музыку А. Александрова (движения по усмотрению музыкального руководителя).

Ноты смотрите здесь
Русская народная мелодия. А. Александров

Дети садятся на стулья.

Звучит фонограмма выстрелов, взрывов, сирены.

Ведущий

Так в мирную жизнь нашей страны ворвалась война.
И на всю страну прозву­чали слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Выходят дети с цифрами 1941, декламируют:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов)

Ведущий

153 дивизии самой сильной в то время и обученной фашистской армии веролом­но напали на нашу Родину. К тому времени Гитлер уже покорил многие страны в мире, и именно нашей стране предстояло своим мужеством и героизмом остановить то мировое зло, которое нёс с собой фашизм.

Девочка

Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем.
Иди смелее в бой, рази врага!
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
(Ф. Кравченко)

Дети исполняют песню "Огонек".

Ноты и слова здесь:
Огонек. Военная песня

Ведущий

Шли сражаться за Родину стар и млад.
В военкоматы стояли очереди, чтобы за­писаться на фронт.
Мальчишки сбегали из дому, и их снимали с поездов и возвращали род­ным.
Тысячи людей уже потеряли и свои дома, и свои жизни под вражьими пулями и бом­бами.

Воспитатель (или гость)

Бомбили поезд. Падали берёзы.
Вставали к небу сполохи огня.
Гудели грозно вражьи бомбовозы,
И в ужасе бежала ребятня.
Рыдали громко девочки из Луги,
Их утешали мальчики из Мги,
И падали сражённые в испуге
И вскрикивали: "Мама, помоги!"
А те, кто при бомбёжке уцелели
И от испуга не сошли с ума,
Дошли тогда к своей конечной цели —
В безадресные детские дома.
Одни обосновались на Урале,
Другие подружились с Ангарой.
А их отцы на фронте воевали,
Не зная, что случилось с детворой.
(М . Андронов)

Девочка

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
(Ю. Друнина)

Дети кладут цифры 1941 на столик у центральной стены и садятся.

Ведущий

Заканчивался грозный 1941 год, который стал началом блокады Ленинграда на долгие 900 дней.

Девочка

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Мальчик

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось еще восемьсот.
(Ю. Воронов)

Ведущий

Наступал тяжёлый для нашей Родины 1942 год. Враг был на подступах к Москве. Еще Наполеон, нападая на Россию, говорил своим генералам, что если захватить Киев — это значит отрубить России руки, захватить Санкт-Петербург — значит отрубить голову, а если захватить Москву — это значит вырвать у России самое сердце. Поэтому и Гитлер стремился ударить в самое сердце России — разгромить Москву.

Выходят дети с цифрами 1942, читают:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка-Москва.
(Ф. Глинка)

Дети исполняют песню "Золотая звёздочка Москвы".

Ноты и слова здесь:
Золотая звездочка Москвы. Песня

Ведущий

Под Москвой наши войска одержали свою первую победу над "непобедимой", как говорили, фашистской армией.

Дети кладут на столик цифры 1942 и садятся.

Ведущий

Это было уже начало освобождения Родины от фашистских захватчиков. Но до окончательной победы было ещё далеко.

Выходят дети с цифрами 1943.

Ведущий

Шли кровопролитные бои. Всё новые и новые призывники уходили на фронт на смену погибшим.

Взрослые исполняют песню "В землянке" (или только читается ее текст).

Ноты и слова здесь:
В землянке. Песня

Ведущий

А в тылу оставались матери, жёны и дети. И этот тыл тоже воевал — он работал для фронта, для победы.

Мальчик

Да разве об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, метели
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву
Далёкое имя твоё...
(М. Исаковский)

Ведущий

В 1943 году фашисты проиграли крупные битвы под Сталинградом и Курском.
Враг стал отступать, а над нашими войсками неслась песня о Катюше, девушке, которая любила, ждала солдата и верила в его победу.

Дети исполняют песню "Катюша".

Ноты и слова смотрите здесь:
Катюша. Военная песня

Дети кладут на столик у центральной стены цифры 1943 и садятся.

Ведущий

Ленинград был окружён вражеским кольцом, и лишь один путь связывал его с "большой землей". Эту дорогу, проходившую по льду Ладожского озера, назвали Дорогой жизни.

Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей...
Сотни детей замерзали в пути...
Одинокие дети на взорванном льду, —
Эту тёплую смерть распознать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
(А. Межиров)

Выходят дети с цифрами 1944.

Девочка

Бомбы — ночью, обстрелы — с рассвета.
От печей, как от окон, — холодом.
Только самое страшное — это
По ночам просыпаться от голода.
(Ю. Воронов)

Ведущий

1944 год — снята блокада с Ленинграда. Тысячи жизней унёс блокадный голод и холод, а те, кто выжил, до конца своих дней будут знать цену кусочку хлеба, который спас им жизнь.

Мальчик

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом.
(Ю. Воронов)

Ведущий

1944 год. Ещё идут бои, но враг уже изгнан из страны, и дороги повели наше­го солдата в Берлин.

Дети и взрослые исполняют песню "Дороги".

Ноты и слова смотрите здесь:
Эх, дороги... Песня

Ведущий выносит плакат со словами песни и предлагает всем подпевать.

Ведущий

Близка была победа, но еще гибли русские солдаты, освобождая чужие города и страны.

Мальчик

Бронзовая прядь на ветерке,
Меч из бронзы в бронзовой руке.
Трудно в этом воине признать
Сверстника-мальчишку. Только мать
Всё ещё роняет в тишину:
"Мальчиком ушёл он на войну..."
(А. Чепуров)

Дети исполняют песню "Баллада о солдате".

Ноты и слова смотрите здесь:
Баллада о солдате. Военная песня 

Дети кладут цифры 1944 на столик.

Ведущий

Одна победа как одна любовь,
Единое народное усилье.
Где б ни лилась родная наша кровь,
Она повсюду льётся за Россию.
И есть один-один военный труд,
И в честь него Москва даёт салют.
(О. Берггольц)

Звучит вступление песни "День Победы", выходят дети с красными цифрами 1945 и оста­навливаются у центральной стены.
С началом 1-го куплета песни выходят дети с цветами в руках и исполняют упражнение (по усмотрению музыкального руководителя). Окончив его, дети останавливаются врассып­ную по залу.

Ноты и слова смотрите здесь:
День Победы. Песня

Мальчик

Что ж, товарищ, мы видали беды,
Не однажды знали смертный бой, —
Всё ж твоя великая Победа,
Словно солнце, встала над землёй!
(А. Прокофьев)

Девочка

Да, побеждали вы не раз!
Вам честь великая сегодня.
Поклон вам низкий всем от нас,
Победы флаг высоко поднят!
(С. Кинякин)

Мальчик

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову — нет кровнее родни.
Не потому ли я живу, что умерли они?
Чем им обязан, знаю я. И пусть не только стих —
Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их.
(С. Щипачев)

Девочка

...К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Мы обращаем в каждой песне новой.
(А. Твардовский)

Дети исполняют песню "Вечный огонь".

Ноты и слова смотрите здесь:
Вечный огонь. Песня 

Дети кладут цифры 1945 и цветы на столик у центральной стены, встают в полукруг.

Мальчик

Помните! Через века, через года — помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!
Люди! Покуда сердца стучатся, помните,
Какой ценой завоёвано счастье!
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский)

Ведущий

До наших дней дошло письмо солдата, которое он послал с фронта своему сыну.
Вот оно: "...когда ты будешь читать это письмо, пройдёт много лет, отгремит война и на освобождённой земле зацветёт снова счастливая и радостная жизнь, какая была до войны...
Ты долго ждал меня и не дождался. Я, как и сотни, тысячи других отцов, погиб в борьбе с заклятыми врагами — немецкими фашистами, которые напали на нашу страну, нарушили мирную жизнь, принесли много горя нам. Но я умираю, глубоко уверенный, что ты, мой лю­бимый сыночек, будешь жить в свободной стране. ...А если твоему любимому Отечеству станет угрожать враг, будь достоин меня, своего отца. Не пожалей жизни за свою Родину..."
Россия — мирная страна, но, как говорил Великий благоверный князь Александр Невский, "кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет".

Девочка

Россия, Русь — куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Н. Рубцов)

Дети исполняют песню "Слава".

Ноты и слова смотрите здесь:
Слава. Песня 

День пожилого человека. Концерт для ветеранов. Сценарий

На праздник приглашены бабушки пенсионного возраста.

Зал празднично украшен.
Боковые полотна занавеса немного прикрыты, за ними стоят березы с поделками детей для гостей.
В одном углу зала оформлен чайный уголок: самовар, чашки, блюдца, сахар, пакетики чая и сладости.

Звучит музыка. Выходит ведущая праздника.

Ведущая.

Здравствуйте, дорогие гости! 1 октября вся страна отмечает День пожилого человека. Люди старшего поколения теперь имеют свой заслуженный праздник, и мы этому очень рады.

Кто сказал, что старость — не радость?
Нет! Неумные эти слова!
И пускай посещает усталость,
Пусть седеет уже голова.
А душа, как и в юности, страстна,
И работает умная мысль.
Наша жизнь на земле так прекрасна.
Детям, внукам своим улыбнись!
Отдых честным трудом заработан.
Но в труде вы еще день за днем.
Нет конца вашим добрым заботам.
Даже возраст и боль нипочем!
Вас сегодня пришли мы поздравить
И хотим от души вам сказать:
В жизни многое можно исправить.
Так пускай будет вам — двадцать пять!

С праздником, дорогие гости!

От чистого сердца всех детей, сотрудников и родителей примите в этот день скромный подарок — наш небольшой концерт!

Звучит музыка. Выходят Новые русские бабки.

Цветочек.

Слышь, Матрен, праздник какой-то новый учредили — День пожилого человека. Придумают же?

Матрена.

Какой же он новый? Его уже почитай 2 или 3 года празднуют, пенсионеров поздравляют.

Цветочек.

Стало быть, это не для меня, поэтому я про него ничего и не знала.

Матрена.

Погодь, погодь, как это не для тебя? Как раз вот для таких, как мы с тобой, пенсионеров.

Цветочек.

Чего-чего? Ты говори, да не заговаривайся. Нашла, понимаешь, пенсионерку! Я тебя на 2 дня моложе, и фору сто очков дам. Я еще хоть куда!

Матрена.

Куда-куда! Никуда идти не надо, прямо здесь этот праздник и будет.

Цветочек.

Ой, правда, вон уж и артисты готовы.
(К зрителям.) Встречайте, на сцене большие и маленькие артисты!

Выходят дети и сотрудники.

1-й ребенок.

Воспитатели сказали.
Что сегодня в этом зале
Будет много добрых глаз,
И они не обманули нас.

2-й ребенок.

Так тепло нам с вами вместе,
Так нам хочется сказать,
Без прикрас, без всякой лести —
Рады праздник ваш встречать.

3-й ребенок.

Сегодня в гости мы позвали
Того, кто прожил много лет.
Вас ветеранами не зря назвали —
Ведь никого мудрее нет!

4-й ребенок.

Вы жили честно и достойно.
Работали, не покладая рук.
Растили племя молодое.
Но осень жизни наступила вдруг.

1-й взрослый.

А что такое осень? Каждый скажет.
Что это время испытать покой.
Опять под зиму в землю ляжет
Зерно, которое взойдет весной.

2-й взрослый.

А новый урожай пожнут другие люди,
Те, кто продолжит труд ваш непростой.
Заведено уж так в природе,
И дети с внуками продолжат путь земной.

3-й взрослый.

Так значит, жили не напрасно
Те, кто сегодня вырастил детей.
И внуков покачал в их колыбели.
И видит золото осенних дней.

Исполняется песня об осени (по выбору педагога).
Поют взрослые и дети.

4-й взрослый.

Устали руки, голова седая.
Морщинки пролегли у глаз.
Но мудрость ваша вековая
Всегда так удивляет нас.

1-й ребенок.

Мы вам честно сказать хотим:
С завистью на вас глядим —
Вам теперь уже все можно.
Книги вам читать не сложно...

2-й ребенок.

Можно вам теперь скакать,
Можно в тихий час не спать.
Вам теперь никто не скажет:
«Нет! Нельзя! Не трожь! Не лезь!»
Можете конфет хоть тонну съесть.

3-й ребенок.

Ну, а мы даем вам слово.
Что когда-нибудь и мы
Внука своего родного
Будем, так же как и вы,
Холить, нежить и лелеять.
Говорить ему: «Не лезь!
Нет! Нельзя! Не трожь! Не прыгай!
С высоты скорее слезь!»

4-й ребенок.

Кто расскажет нам о том.
Отчего бывает гром?
Почему порхают птицы
И случаются зарницы?
Кто же даст ответ нам ясный
На сто тысяч «почему?».
Наши бабушки, конечно.
Знают, где и почему.

Исполняется песня «Бабушки-старушки». музыка Б. Добрынина, слова Л. Дербенева.
Поют дети, сотрудники подпевают припев.

1-й ребенок.

Наши бабушки, родные.
Вам желаем мы сейчас:
Оставайтесь молодые.
Мы станцуем все для вас!

Танец «Масленица» под фонограмму песни «Ай, заинька» в исполнении группы «Иван Купала»

№ движения  Описание движения 
  16 тактов: вступление.
Размер 4/4.
1
Первый куплет.
1 — 4-й такты: выход детей из-за кулисы в линию у центральной стены цепочкой
лицом к зрителю, руки согнуты в локтях и соединены ладонями. В руках пучки цветных
лент или тесьмы.
 2 5 — 6-й такты: обшей линией на носочках идут на зрителя.
 3

1 — 8-й такты: перестраиваются в две линии: 4 человека, стоящие по центру, от-
ходят на носочках назад во вторую линию, остальные соединяются в первую линию.

 

 4

Припев.
1 — 2-й такты: «дозадо» парами в линиях.
Пары, стоящие в первой линии, меняются местами между собой; пары второй
линии выполняют то же.

 5 3 — 1-й такты: дети в парах перестраиваются лицом друг к другу, раскрыв руки в
стороны, соединив кисти. Кружатся в парах «лодочкой» (один круг). Разворачиваются
на зрителя.
 6 5 — 6-й такты: «дозадо» в линиях (повторяют движение 4).
 7 7 — 8-й такты: кружатся в парах «лодочкой» (один круг). Разворот на зрителя.
 8

9-й такт: поднимают правую руку через левую сторону вверх, одновременно
выполняя «пружинку». Смотрят на руку.
Опускают правую руку вниз, выпрямившись, не пружиня.

10-й такт: поднимают левую руку через правую сторону вверх, одновременно выполняя
«пружинку». Взгляд на руку. Опускают левую руку вниз. Встают с «пружинки».

11-й такт: поднимают правую руку через левую сторону вверх, встают на носочки,
посмотрев на руку.

12-й такт: выполняют поворот вокруг себя в сторону поднятой руки (вправо).

13-й такт: поднимают левую руку через правую сторону вверх, одновременно выполняя
«пружинку». Взгляд на руку. Опускают левую руку вниз, выполняя «пружинку».

14-й такт: поднимают правую руку через левую сторону вверх, одновременно
выполняя «пружинку». Взгляд на руку.
Опускают правую руку вниз. Встают с «пружинки».

15-й такт: поднимают левую руку через правую сторону вверх, встают на носочки.
Смотрят на руку.

16-й такт: выполняют поворот вокруг себя в сторону поднятой руки (влево).

 9

Проигрыш.

1 - й такт: выполняют три коротких шага вперед на зрителя (с правой ноги).

Притоп левой ногой.
Одновременно с выполнением шагов постепенно поднимают руки перед собой
чуть вверх, согнув их в локтях и развернув ладошками к зрителям.

 10 2-й такт: выполняют три коротких шага назад с левой ноги, постепенно опуская
руки вниз. Притоп правой ногой.
 11 3— 4-й такты: повторяют движения 9, 10 — шаги с притопом вперед и назад.
 12 5 — 8-й такты: кружатся в парах, взявшись правыми руками, подняв их вверх
(левые руки опущены вниз). Разворачиваются на зрителя.
 13

Второй куплет.

1 — 2-й такты: «воротца». Пары, стоящие в первой линии, соединяют руки
(ближние друг к другу), поднимают их вверх, образуя «воротца». А пары второй
линии берутся за руки и проходят в «воротца» пары, стоящей в первой линии
(чуть нагибаясь). При этом пары первой линии чуть отходят назад на носочках.
Поменявшись линиями, дети, стоящие в парах, меняют положение рук (поднимая
или опуская их). «Воротца» образуют пары, оказавшиеся впереди.

 14 3 — 8-й такты: повторяют движение 13 еще 3 раза — «воротца».
 15

Припев.

1— 8-й такты: «улитка» — перестраиваются в линии по схеме: шаг на носочках,
руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти рук отведены к плечам.

 16

9 — 10-й такты: расходятся в кружении в противоположные стороны попарно;
первая пара расходится в противоположные стороны, выполняя 3 шага в кружении
с продвижением. На третий шаг садятся на одно колено. Расход на каждые два такта
музыки.

11 — 16-й такты: аналогично расходятся другие пары (поочередно).

 17 Проигрыш.
1 — 8-й такты: пары поочередно сходятся, начиная с последней. Выполняют
при этом три шага в кружении с продвижением в обратном направлении (смотри
схему в движениях 16 — 4), 3), 2), 1).
 18

9 — 12-й такты: перестраиваются в две линии.

Каждая пара перестраивается поочередно на 1-й такт.

 19 13 — 16-й такты: повторяют движения 8 (9 — 12 такты).
 20 Третий куплет.
1 — 8-й такты: повторяют движения 4— 7.
 21 9 — 16-й такты: повторяют движение 8.
 22

17 — 24-й такты: перестраиваются в линию у центральной стены:

 23 25 — 32-й такты: выполняют поочередный поклон (каждый на 1 - й такт): правую
руку заводят к левому плечу, поднимают вверх и кланяются вперед.
 24 С 33-го такта — заключение. Уходят за кулисы за ведущим ребенком. Громкость
музыки убавляется.

Выходит Матрена.

Матрена.

Куда это Цветочек запропастилась? Поди, принаряжаться ради праздника пошла. (Замечает на полу косынку, поднимает ее.)
Ой. а чья это косынка? (К зрителям.) Не ваша? Значит, бабкина. Вот растрепа!

Вбегает, запыхавшись, Цветочек.
Вступает в диалог невпопад.

Цветочек.

Встречайте — Бабкина Надежда!

Матрена.

Ты чего, старая? Какая Бабкина?

Цветочек.

Ты же сама сказала — Бабкина!

Матрена.

Да не Бабкина, а вот косынка — бабкина. Ты, что ли. потеряла?

Цветочек.

Ой, а я ее там, за кулисами, искала. (Берет косынку.) Ну, теперь и Надежду Бабкину можно встречать. Поет так, что заслушаешься.

Матрена.

Погоди-погоди, петь да плясать будет не она, а сотрудники детского сада. Поют напевно — заслушаешься...

Цветочек.

А дети танцуют — залюбуешься.

Сотрудники детского сада исполняют любую народную песню.
Девочки средней группы исполняют танец «Матрешечки».

Танец «Матрешечки» под фонограмму песни «Матрешечки», музыка В. Темнова, слова А. Осьмушкина
Основной шаг — ритмичные перетопы. Посередине у центральной стены стоит большая бутафорская м атрешка (плоскостная).

№ движения   Описание движения
Размер 2/4.

1 — 4-й такты: вступление.
5 — 12-й такты: девочки выстраиваются в одну линию у центральной стены (по
обеим сторонам бутафорской матрешки).
В правой руке — небольшой платочек, руки на поясе. Основной шаг — ритмичные
перетопы.
13 — 16-й такты: девочки-«матрешечки» стоят на месте, выполняют наклон головы
вправо-влево (4 раза). 1:1. 

 1 Запев.
1 — 4-й такты: девочки-«матрешечки» стоят на месте, выполняют наклон головы
вправо-влево с одновременной «пружинкой» (4 раза). 1:1.
 2 5 — 8-й такты: выполняют «пружинку» с поворотом корпуса вправо-влево
(4 раза). 1:1. 
 3 9 — 10-й такты: показывают сарафан — разводят руками в стороны-вниз
(вправо-влево) (2 раза). 1:1 . 
 4 11 — 12-й такты: указательный палец правой руки с платочком прикладывают
к щечке, а кисть левой руки ставят под локоток правой. Одновременно выполняют
наклоны головы вправо-влево. 
 5 13 — 16-й такты: поднимают правую руку с платочком вверх, одновременно
произнося «Ух!», поворот вокруг себя за платочком (один оборот).
 6

Припев.
1 - 8-й такты: перестраиваются через центр в большой круг: девочки, стоящие
рядом с макетом матрешки, идут на зрителя (заводят два «ручейка»). Дойдя до
зрителей, расходятся в противоположные стороны, заводят большой круг.

 7 9 - 10-й такты: сходятся к центру, одновременно поднимая платочек вверх, на
окончание фразы произносят «Ух!».
 8 11 - 12-й такты: расходятся спиной из центра в большой круг, одновременно
опуская платочек.
 9

Проигрыш.
1 — 4-й такты: перестраиваются в две линии (одна позади другой) — «заборчики».
ведущие девочки заводят свой «ручеек» в линии, двигаясь в противоположном
друг от друга направлении. Девочки второй линии встают в промежутки первой линии.

 10 Запев.
1 — 4-й такты: «каблучок». Поочередно выставляют ноги на каблук, пружиня
на опорной ноге (4 раза). 1 : 1 .
 11 5 — 8-й такты: поднимают платочек вверх, одновременно произнося «Ух!», кружатся
в сторону платочка (один оборот).
 12 9 — 12-й такты: «каблучок» (повторяют движение 10).
 13 13 — 16-й такты: повторяют движение 1 1 .
 14 Припев.
1 — 2-й такты: девочки, стоящие во второй линии, проходят в промежутки («око-
шечки») между девочками первой линии вперед. Девочки первой линии стоят на
месте.
 15 2 — 4-й такты: все девочки выполняют «пружинку» с наклоном головы
вправо-влево (2 раза). 1 : 1 . 
 16 5 — 6-й такты: повторяют движение 14. 
 17 7 — 8-й такты: повторяют движем не 15. 
 18 9 — 12-й такты: повторяют движение 14. По окончании девочки перестраиваются
в одну линию, девочки второй линии располагаются в промежутках между
девочками первой линии. 
 19 Проигрыш.
1 — 5-й такты: поочередно выставляют ноги на каблук. 
 20 Запев.
1 — 8-й такты: идут по кругу основным шагом (перетопами).
 21 9 — 10-й такты: сходятся в круг, постепенно поднимая платочек вверх, по окончании
фразы произносят «Ух!». 
 22 11 — 12-й такты: расходятся из круга, опустив платочек. 
 23 13 — 16 й такты: повторяют движения 21, 22. 
 24 Припев.
1 - 12-й такты: перестраиваются в одну линию за ведущей девочкой у центральной
стены («заборчик»). 
 25 Проигрыш.
1 - 2-й такты: выполняют «пружинку» с поворотом корпуса вправо-влево. 
 26 3 - 5-й такты: поднимают платочек вверх, выполняют поклон. 
 27 Инструментальная вставка.
1 - 12 й такты: уход. Постепенно громкость музыки убавляется. 

Матрена.

Слышь, Цветочек, о главном-то совсем забыли! Пироги уже в печи, а самовар поставить забыли.

Цветочек.

Ой, и правда! Погоди, я сейчас мигом за водой сбегаю.

Бежит за кулисы, выносит ведро, на дне которого нарезанная бумага. Несет его, согнувшись под «тяжестью». Пробегает перед зрителями,
неожиданно падает, обливая «водой» гостей.
За кулисами одновременно раздается сильный хлопок.
Матрена спешит на помощь подруге, поднимает ее.

Матрена.

Зашиблась, поди?

Цветочек.

Да что мне сделается. Вот гости теперь без чаю останутся...

Матрена.

Не печалься. Они нам и помогут воды набрать.
(К гостям.) Гости дорогие, не откажите в беде. Надо срочно ведерко воды набрать. Вы встанете в «ручеек», а мы уж не промешкаем.

Проводится игра со зрителями «Ручеек».
Звучит фонограмма песни «Течет ручей» в исполнении Н. Кадышевой.
Матрена и Цветочек помогают зрителям встать парами в колонну от центральной стены, одна из них начинает игру, пробегая в «коридор».
Она берет одного из играющих, они подстраиваются впереди «ручейка».
Вторая подсказывает оставшемуся без пары, что надо перебежать в конец «ручейка» и повторить движение.
После игры гости садятся на места.

Матрена и Цветочек неожиданно вспоминают, что забыли набрать воды.

Цветочек.

Ну. вот теперь и самовар ставить можно.
(К Матрене.) Ты набрала воды?

Матрена.

А ты?

Цветочек.

Вот опять опростоволосились. Ручеек-то убежал, а мы без воды остались. Кого теперь просить будем?

Матрена.

А вон смотри (показывает за кулисы). Аннушка идет, давай ее попросим.

Обе (обращаются за кулисы).

Аннушка, выручай, сходи за водой.

На эти слова уходят за кулисы. Выходят дети старшей группы и инсценируют песню «Аннушка», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Выходят Бабки с гармошкой и балалайкой.

Цветочек.

Эх, раздайся, народ.
Меня пляска берет.
Балалаечка, играй
Да гостей забавляй!

Матрена.

Ты чего, старая, забыла? Какая балалаечка?
Договаривались же.
Что черед теперь гармошки.
Попляши и ты немножко.

Цветочек.

Да не умею я.

Матрена.

Ну, так смотри да учись.

Танец «Паренек с гармошкой» под фонограмму песни «Мужичок с гармошкой» в исполнении Н. Королевой
Исполняют дети старшей группы (4 пары )
Сюжет танца происходит в деревушке, где живут озорные девчата и парни, которые любят играть на гармошке, сидя на завалинке.
Мальчики до вступления сидят на стульчиках лицом к зрителю, держат гармошки, а девочки стоят за кулисами. В правой руке у девочек легкий
платочек.

№ движения  Описание движения 
 

Вступление.
1 — 4-й такты: мальчики сидят на стульчиках, имитируют игру на гармошке.

 1 5 — 6-й такты: после слов «Ой!» мальчики продолжают играть на гармошке, а из-за
кулисы выбегают девочки на задний план, посмотреть, кто это играет на гармошке.
 2 7 — 8-й такты: увидев мальчиков-гармонистов, девочки удивляются, поднимая
и опуская плечи и разводя одновременно руки в стороны-вниз, мимикой изображая
удивление. Мальчики продолжают играть на гармошках. 
 3 9 - 10-й такты: девочки созывают друг друга и имитируют перешептывание, будто
сговариваясь, кто какого гармониста выберет.
 4 11 - 12-й такты: девочки подбегают к мальчика встают за их спиной. Мальчики
делают вид будто не замечают девочек. 
 5 Первый куплет.
1-й такт: девочка похлопывает мальчика ладонью правой руки по его правому
плечу 3 раза, при этом хитро улыбаясь. 
 6 2-й такт: девочка удивляется, почему гармонист не замечает ее, и разводит руки
в стороны-вниз, чуть приподнимая плечи.
 7 3-й такт: затем девочка постукивает мальчика ладонью левой руки по левому
плечу 3 раза.
 8 4-й такт: снова удивляется.
 9

5-й такт: девочка обходит мальчика впереди, желая обратить внимание на себя.

 10 6-й такт: девочка выполняет «сердитый притоп».
 11

7-й такт: девочка еще раз пытается обратить внимание мальчика на себя, обходя
его впереди в обратном направлении.

 12 8-й такт: девочки выполняют «сердитый притоп». Одновременно с обходом
девочки мальчик, заметив девочку, встает со стула и ставит гармошку на стул, руки
на поясе.
 13

Припев.

1 — 4-й такты: мальчик выполняет присядку с поочередным выставлением
ног на каблук (4 раза). 1:1. А девочка в это время приподнимается на носочках и
опускается на пятки. Руки сложены «полочкой» перед грудью или на юбочке.

 14 5 — 8-й такты: мальчик стоит, смотрит в сторону девочки. Девочка, сложив руки
«полочкой» перед грудью, выполняет перетопы с легким поворотом то вправо, то
влево: 3 перетопа с правой ноги вправо, причем с третьим перетопом выполнить
«пружинку», одновременно приподняв левую ногу, согнутую в колене. Голову повернуть
в противоположную сторону, т. е. влево. Выполняют три перетопа с левой
ноги влево, причем с третьим перетопом выполнить «пружинку», одновременно
приподняв правую ногу, согнутую в колене.
Голову повернуть в противоположную сторону, то есть вправо. Повторить пере-
топы вправо-влево еще раз.
 15 Проигрыш.
1 — 4-й такты: кружатся в парах (обходят вокруг стульчика с гармошкой). У
мальчика левая рука вытянута вперед ладонью вверх, а правой рукой мальчик держит
девочку за талию. У девочки правая рука на поясе, а левая вытянута вперед,
ладонь развернута вниз, лежит на ладони мальчика.
 16

Второй куплет.
1 — 2-й такты: «знакомство». Две пары, стоящие в противоположных углах по диагонали.
идут навстречу друг другу. Кивок головы.

3 — 4-й такты: спиной возвращаются на исходное положение.

5 — 8-й такты: те же движения повторяют другие две пары. 

 17 Припев.
1— 8 й такты: повторяют движения припева. № 13.
18 Припев (повторение).
1 - 8-й такты: мальчики берут гармошки. а девочка левой рукой подхватывает
гармониста под правый локоток. Идут по залу («гуляют по деревне»), девочка машет
платочком. Выстраиваются в линию у центральной стены. Разворачиваются лицом
к зрителям. Кланяются.

Цветочек и Матрена снова появляются с инструментами.

Цветочек.

Без гармошки было б скучно.
Без гармошки все не то!
А сыграем-ка оркестром,
Чтобы было веселО!

Матрена.

Сама-то ты селО-веселО. ВЕсело! Вот примерно так, как играют наши дети!

Выступает детский оркестр.

Матрена.

Цветочек, а ты знаешь, что такое — бить баклуши?

Цветочек.

Бить кого?

Матрена.

Не кого, а чего. Баклуши!

Цветочек.

А зачем их бить, ведь это же больно.

Матрена.

Баклушам не больно, это ведь чурки такие из бревен, из них ложки деревянные делают.

Цветочек.

Ты что, проголодалась? У меня вот есть настоящая ложка. (Достает из кармана металлическую ложку.)

Матрена.

И сколько их у тебя?

Цветочек.

Одна! Тебе что, мало?

Матрена.

Мало! Ведь мы сейчас играть на ложках будем, да не на металлических, а на деревянных. Вот у меня их сколько. (Выносит корзину с ложками.)
А ты свою побереги, она нам еще пригодится.

Цветочек.

Встречайте — артель «Ложкари»!

Танец «Ложкари» под фонограмму «Подмосковной польки» в обработке А. Беляева и В. Ховерского

№ движения  Описание движения  
Размер 2/4. Исходное положение: дети стоят с двух сторон за кулисами. В руках деревянные
ложки. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу (3—4 пары).
1 - 4-й такты: вступление.
 1

Первая вариация.
1 — 2-й такты: с двух сторон из-за кулис выходят по одному ребенку. Дети двигаются
навстречу друг другу, выполняя легкий бег. На последнюю долю такта разворачиваются
на зрителя. 

 2 3 — 4-й такты: стоя лицом к зрителю, выполняют удары ложками друг о друга (4 раза).
 3

5 — 6-й такты: дети этой пары выполняют легкий бег к зрителю по центральной
линии зала. Одновременно из-за кулис выходит следующая пара (аналогично
выходу первой пары). На последнюю долю такта останавливаются. 

 4 7 - 8-й такты: ударяют ложками друг о друга (4 раза). 
 5 9 - 10-й такты: дети первой пары легким бегом продолжают движение на зрителя.
Дети второй пары двигаются за первой парой. Одновременно с этим из-за
кулис навстречу друг другу выходят дети третьей пары. 
 6 11 — 12-й такты: ударяют ложками (4 раза). 
 7 13 — 16-й такты: если в танце участвуют 8 детей, то аналогично выходят дети
четвертой пары. Если же танец исполняют 6 детей, то на четыре такта дети выполняют
следующее: складывают руки перед грудью «полочкой», выполняют «пружинку»
с одновременным легким наклоном корпуса вправо-влево (4 раза). 1:1. 
 8 Вторая вариация.
1 — 8-й такты: дети стоят в две колонны — «ручейком» (лицом к зрителю). Выполняют
удар ложками на каждую восьмую длительность, описывая полукруг
над головой в направлении справа налево (16 ударов) и обратно.
 9

Третья вариация (баян).
1 — 2-й такты: выполняют двойной приставной шаг в противоположные друг от
друга стороны (схема а). На каждый шаг руки чуть отводятся в стороны, на каждое
приставление ноги — удар ложками перед собой.

3 - 4-й такты: дети выполняют поворот вокруг себя на носочках в сторону
ведущей ноги, указывающей направление движения (схема б). Можно заменить это
движение на «пружинку» вправо-влево, руки «полочкой».

5 — 6-й такты: выполняют двойной
приставной шаг в направлении друг к другу (схема в) с одновременным акцентом -
ударом ложек.

7— 8-й такты: дети выполняют поворот вокруг себя на носочках в сторону ведущей
ноги, указывающей направление движения.
Или выполняют «пружинку» вправо-влево, руки «полочкой»(схема б).

 10

Четвертая вариация (треугольник).
1 — 8-й такты: расходятся в две линии: одна колонка «ручейка» перестраивается
в первую линию, другая — во вторую. 

 11 9 — 16-й такты: «пружинка». Руки «полочкой» с одновременным легким наклоном
корпуса вправо-влево (8 раз). 
 12

Пятая вариация (аккордеон).
1-й такт «ключ - щелк -каблучок».
Ключ - выполняют «пружинку» соединив коленки и носки, пятки при этом разводят
в стороны.
«Щелк» — соединяют пяточки с одновременным выпрямлением ног.

2-й такт: «каблучок» — поднимают правую ногу, согнутую в колене, ставят на
каблук с одновременным разворотом корпуса в сторону ведущей ноги.

3-й такт: выполняют три удара ложками перед собой.

4-й такт: исходное положение: сложить руки перед грудью «полочкой» с одновременным
разворотом на зрителя. 

 13 5 — 16-й такты: повторяют движения 12 три раза, чередуя разворот с одновременным
выставлением толевой, то правой ноги на каблук. 
 14

Шестая вариация (палочки).
1 — 2-й такты: «дозадо». Исходное положение: руки сложены перед грудью
«полочкой», ноги чуть согнуты на «пружинке». Дети, стоящие в первой линии,
двигаются перетопами (8 шагов) спиной назад в промежутки первой линии. Одновременно
дети второй линии двигаются перетопами на зрителя. Останавливаются,
перестроившись в одну линию.

3 — 4-й такты: выполняют три удара ложками перед собой.

5 — 6-й такты: принимают исходное положение. Продолжают продвижение на
чуть согнутых в коленях ногах, не меняя направления (еще 8 шагов).

7 - 8-й такты: останавливаются, перестроившись в две линии. Выполняют три
удара ложками перед собой.

9 - 16-й такты: меняют направление продвижения, аналогично предыдущим
восьми тактам. 

 15

Седьмая вариация.
1 - 4-й такты: стоя на месте, дети выполняют 16 ударов ложками, описывая
полукруг над головой, в направлении справа налево.

5 - 8-й такты: выполняют 16 ударов в противоположном направлении. 

 16 9 - 16-й такты: повторяют движения 12 два раза. На последний 16-й такт
раскрывают руки вверх-в стороны, левую ногу выставляют на каблучок: «Всё!» 

Матрена.

Ну, Цветочек, доставай свою ложку, сейчас будем угощаться разными сладостями: тут и винегрет из пирожных, тут и торт слоеный...

Цветочек.

Да-да, я помню одну такую сладкоежку, которая отказалась от овса и сена. Послушайте про нее песенку.

Матрена.

Встречайте маму и дочку, которые споют песенку «Что хочется лошадке?».

Исполняется песня «Что хочется лошадке?», музыка Г.Пятигорского, слова В.Лунина.

Цветочек.

Есть таланты на Руси, говорю уверенно!

Матрена.

Раз народ еще поет, знать, не все потеряно!

Цветочек.

Погоди, еще не все таланты показали. Сейчас свой талант покажет папа (имя ребенка).
Встречайте!

Родитель исполняет песню под гитару.

Матрена.

Слушай, Цветочек, что же это Надежда Бабкина нас подвела? Хотела приехать на наш праздник, а мы ее так и не дождались?

Цветочек.

Наверное, не смогла — гастроли, концерты... Но ты не переживай. Сейчас я тебе представлю другую звезду. Встречайте: Верка Сердючка,
проездом из Киева!
(В сторону, хихикая.) Если и она не опоздала.

Танец «Гоп-гоп» под фонограмму песни Верки Сердючки.

№ движения  Описание движения   

Размер 2/4.

 1

Вступление (вторая часть).
1 — 4 й такты: дети выходят из-за кулис в парах, держась за руку, выполняя бег с
высоким подниманием колен. Останавливаются, разворачиваются лицом друг к
другу (к зрителю стоят боком).

 2

Первый куплет.
1-й такт: руки согнуты в локтях, кисти рук у плечей — «крылышки». Выполняют
короткий прыжок друг к другу с правой ноги, приставив левую ногу на конец
прыжка. Выполняют двойную «пружинку» с движением рук. согнутых в локтях
(«крылышки») вверх-вниз.

2-й такт: выполняют прыжок друг от друга с левой ноги, приставив правую. Выполняют
двойную «пружинку» с одновременным движением рук. согнутых в локтях,
вверх-вниз.

3 - 4-й такты: «дозадо» в парах: обходят друг друга и возвращаются на свое место.
Положение рук то же.

5 — 8-й такты: повторяют еще раз все движения куплета.

 3

Припев.
1-й такт: разворачиваются на зрителя, руки опушены вниз (вдоль туловища), кисти
«утюжком» (чуть отведены в стороны, ладони параллельно полу). Выполняют
маленький прыжок в пол-оборота вправо с двойной «пружинкой», маленький прыжок
в пол-оборота влево с двойной «пружинкой».

2-й такт: повторяют эти два прыжка еще раз.

3 - 4-й такты: поочередно выставляют на прыжке правую (левую) ногу вперед.
Напоминает движение рок-н-ролла. (2 раза). 2:2 .

5 — 8-й такты: повторяют все движения припева еще раз. 

 4

Вторая часть припева.
9 — 10-й такты: «воротца». Пары, стоящие в первой линии, делают «воротца»,
взявшись за руки и подняв их вверх. Двигаются спиной назад. А пары, стоящие во
второй линии, взявшись за руки, двигаются вперед, проходя в «воротца» первых пар.

11 — 12-й такты: «лодочка» (или «кренделек»). Кружатся один оборот.

13 — 16-й такты: повторяют движения второй части припева еще раз. 

 5

Второй куплет.
1-й такт: выполняют двойной приставной шаг вправо (короткий) с одновременным
движением рук, согнутых в локтях перед собой (ладони развернуты
от себя на зрителя) — движение «маятника» в сторону идущей ноги.

2-й такт: выполняют двойной приставной шаг влево (аналогично).

3 — 4-й такты: повторяют двойной приставном шаг вправо-влево еще раз.

5 — 6-й такты: поворачиваются вокруг себя вправо, немного пружиня на полной
стопе, с одновременным движением плеч вверх-вниз. Кисти рук при-этом держат
«утюжком».

7 — 8-й такты: затем этот поворот выполняют влево. 

 6 Припев.
1 — 16-й такты: повторяют движения припева.
 7 Проигрыш.
1 — 8-й такты: мальчики выполняют глубокую присядку с поочередным выставлением
ног на каблук ( 8 раз) 1:1. А девочки обходят мальчика сзади. На 4 такта
идут в одну сторону, на 4 такта идут в другую сторону, прихлопывая в ладоши на
каждый такт. 
 8 9 — 16-й такты: выполняют бег в парах с высоким подниманием колен по кругу
(1,5 круга) и перестраиваются в две линии.
При этом пары, стоящие изначально во второй линии, оказываются впереди, а
дети первой линии — сзади. 
 9 Припев.
1 — 8-й такты: повторяют движения первого куплета. 
 10 Припев(повторение).
Бегут по кругу с перестроением через центральную линию. Уходят.
Громкость музыки постепенно убавляется. 

Цветочек.

Да, Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.

Матрена.

Раз народ такой веселый.
Значит, будет жить она!

Исполняется песня о родном крае (по выбору педагога можно исполнить песню о березе).
Открываются боковые кулисы, за ними стоят березы, на которых развешаны поделки детей в подарок гостям.

Матрена.

Мы концерт уже кончаем,
Вам мы, гости, пожелаем
Жить сто лет и не тужить.
С ярким солнышком дружить,
Пусть подарит вам природа
Щедрость русского народа.
Дети наши выступали
И березку наряжали.
Все в подарок вам. друзья, —
Жить без праздника нельзя.

Цветочек.

Вы к березке подойдите
И подарки получите.
Пусть останутся у вас
И напомнят этот час.
Если вдруг вам загрустится.
Пусть вам детский сон приснится.
И конфеты, и печенье...

Матрена.

Да и наше угощенье! (Вносят пироги).

Сотрудники помогают гостям выбрать сувенир, сделанный руками детей на память (снимают с березы) и угощают чаем с пирогами.

 

Конкурсная программа Сталинградская битва

  • 23 февраля
  • 9 мая
  • день победы

Цели:
воспитывать гражданственность, патриотизм; формировать умение работать с дополнительной литературой.

Оформление доски:
записана тема; карта «Сталинградская битва», стенные газеты: «Сталинградская битва 17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г.», «Возрожденный из пепла».

Цитаты:

«Битва под Сталинградом - это действительно золотая страница военной истории нашего народа».
А. И. Ерёменко

«Гражданам Сталинграда, твердым, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».
Король Георг VI

На отдельном столе подборки книг о Сталинградской битве и ее героях, рефераты ребят по данной теме.

Подготовка:

1. Готовятся две команды из параллельных девятых классов.
2. Команды выбирают капитанов.
3. Остальные ученики - болельщики, которые заранее получают свои вопросы и готовят их.

Ход игры

Учитель

Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград - это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства. Слово «Сталинград» знают во всех странах мира. В некоторых из них этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости. Пройдут годы, десятилетия, сотни лет, но название «Сталинград» никогда не сотрется со страниц истории.

Конкурс 1. «Знаешь ли ты?».

Учитель быстро задает вопросы командам по очереди. Они тут же должны ответить. Если представители команды затрудняются, то учитель обращается с этим вопросом к их болельщикам. Если вдруг и болельщики не имеют ответа, вопрос переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для 1-й команды:

• Даты оборонительного периода. (17 июля -18 ноября 1942 г.)
• Командующий 62-й Армией. (В. И. Чуйков.)
• Девиз защитников Сталинграда. («Ни шагу назад! Стоять насмерть!»)
• Командующий 6-й полевой фашистской армией, наступавшей на Сталинград. (Фельдмаршал Ф. Паулюс.)
• Когда подписан приказ № 227? (28 июля 1942 г.)
• Какой оборонительный объект в городе в донесениях значился высота 102? (Мамаев курган.)
• Как называлась операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом? («Уран».)
• Какие фронты принимали участие в контрнаступлении? (Юго-Западный, Донской, Сталинградский.)
• Кто руководил осуществлением операции «Кольцо»? (К. К. Рокоссовский.)
• Когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда»? (22 декабря 1942 г.)
• Когда Сталинград получил высокое звание «Город-герой». (8 мая 1965 г.)

Вопросы для 2-й команды:

• Даты наступательного периода. (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.).
• Командующий 64-й армией. (М. С. Шумилов.)
• Девиз защитников Сталинграда. («За Волгой для нас земли нет!»)
• Командующий 4-й танковой фашистской армией, наступавшей на Сталинград. (Генерал Гот.)
• Смысл приказа № 227. («Ни шагу назад! До последней капли крови защищать каждый клочок советской земли!»)
• Где находится остров Людникова? (В районе завода «Баррикады», узкая полоска земли между Волгой и заводом «Баррикады».)
• Как называлась операция по расчленению и уничтожению окруженной группировки? («Кольцо».)
• Кто командовал фронтами? (Юго-Западный - генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин, Донской - генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский, Сталинградский - генерал-полковник А. И. Ерёменко.)
• Кто координировал действия советских войск в ходе Сталинградской битвы? (Г. К Жуков.)
• Сколько человек были награждены медалью «За оборону Сталинграда»? (Свыше 700 тыс. человек.)
• Сколько человек получили звание Героя Советского Союза в Сталинградской битве? (112.)

Конкурс 2. «Узнай героя». (За правильный ответ - 2 балла.)

• Утром 28 сентября на позиции 885-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой и 71-й пехотной дивизий врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя героический подвиг совершил воин 1-й роты ... Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.
(Михаил Паникаха.)

• Дом в районе площади имени 9 Января (ныне площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать за перемещением врага и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг - еще дальше. Небольшая группа солдат во главе с ... захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага в течение 58 дней и ночей, наносили ему большой урон и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа, - отмечает Чуйков - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

- Кто возглавил оборону дома?
(Сержант Яков Павлов.)
- Как называется этот дом сейчас?
(Дом солдатской славы.)

• В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии комсомолец ... . В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам 308-й стрелковой дивизии. Героя звали ....
(Матвей Путилов.)

• Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициаторами движения снайперов стал старшина, комсомолец ... . Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить его, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера, которого звали ....
(Василий Зайцев.)

Слово жюри.

Конкурс 3 (капитанов).

Это конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточки и через одну минуту дают ответы. За правильный ответ 3 балла.

1. Какими силами осуществлялось наступление немецко-фашистских войск на Сталинград?
(Около 270 тыс. человек, 3 тыс. орудий и минометов, около 500 танков, до 1200 боевых самолетов (на 17 июля 1942 г.).)

2. Что представлял собой план операции «Кольцо»?
(План операции Донского фронта по разгрому окруженной группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Предусматривал последовательное уничтожение противника в западной, затем в южной частях кольца окружения, расчленение оставшейся группировки противника на две части ударом с запада и востока и ликвидация каждой из них в отдельности.)

Слово жюри.

Конкурс 4. «Мамаев курган».

1. Как значился в военных сводках Мамаев курган?
(Высота 102.)

2. Как долго шли бои за Мамаев курган.
(140 дней и ночей.)

3. В каком году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане?
(15 октября 1967 г.)

4. Создатели памятника-ансамбля на Мамаевом кургане.
(Скульпторы: Е. В. Вучетич, В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А. А. Тюренков; архитекторы: Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин.)

5. Какие памятники на Мамаевом кургане вы можете перечислить?
• Вводная композиция «Памятник поколений».
• Аллея пирамидальных тополей.
• Стены-руины (левая, правая стороны), на которых начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда, фрагменты боев.
• Монумент «Стоять насмерть!» - двенадцатиметровая фигура воина, вросшего в землю.
• Площадь Скорби.
• От площади Скорби поднимается насыпной курган, куда были перенесены останки защитников Сталинграда, погибших во время великой битвы. На братских могилах героев битвы установлены надгробные плиты.
• Площадь Героев. В центре ее - водяной партер.
• Скульптурные композиции на площади Героев (6), в которых запечатлены подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки-санитарки, моряка, раненого командира, знаменосца.
• На площади Героев - 100-метровая стена в виде сильно удлиненного знамени, на котором выбиты слова «Железный ветер...».
• Зал Воинской славы.
• Скульптура «Родина-мать зовет!» - 52 метра.

6. Чья музыка звучит в зале Воинской славы?
(Шуман, «Грезы».)

7. Что вы можете рассказать о символической березке, растущей у подножия Мамаева кургана?
(С 13 апреля 1965 г. по инициативе Лидии Степановны Пластиковой на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных людях, погибших в годы войны. Березку посадил Федор Рыкунов в память ю своих 4 братьях, погибших в годы войны - Степане, Иване, Сергее, Василии.)

Конкурс 5 (болельщиков): «Памятные места».

• Назвать места в г. Волжском, связанные со Сталинградской битвой.
• Какие памятники увековечили подвиг героев Сталинграда?

- Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане.
- Музей-панорама «Сталинградская битва».
- Памятник волжским речникам - пароход «Гаситедь».
- Памятник комсомольцам - защитникам Сталинграда.
- Мемориальный комплекс «Солдатское поле».
- Мемориальный комплекс на Аллее Героев волгоградцев Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена славы, удостоенных звания за подвиги в Сталинградской битве.
- Памятник бойцам, погибшим в Великой Отечественной войне.
- Памятник легендарному защитнику Сталинграда Михаилу Паникаха.
- Памятник 64-й Армии.
- Памятник соединению фронтов.
- Башни танков на постаментах, обозначающих линию фронта на 19 ноября 1942 г.
- Мемориальная доска на фасаде здания мединститута, говорящая о том, что здесь 31 января 1943 г. войска Донского фронта завершили разгром южной группировки немецко-фашистских войск, окруженных в Сталинграде, и водрузили Красное знамя.
- Дом Павлова.
- Бетонная стена берега Волги, знаменитая «Стена Родимцева», на которой начертана надпись: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть!».
- Памятник участникам боев за сталинградский элеватор.
- Мемориальная доска на фасаде универмага, которая говорит о том, что 31 января 1943 г. в подвале этого здания был пленен 33-й мотострелковой бригадой полковника Бурмакова генерал-фельдмаршал Паулюс со своим штабом.
- Памятник воинам, погибшим во время Сталинградской битвы на Площади павших борцов.
- На Площади павших борцов гранитный памятник капитану Рубену Ибаррури, капитану Каменщикову, майору Фатяхутдинову.

Конкурс 6. Домашнее задание: вопросы команд друг другу.

Вопросы могут быть приблизительно такие:

• Кто в период Сталинградской битвы совершил такой же подвиг, как Александр Матросов?
(В районе станицы Клетской взвод младшего лейтенанта Покальчука получил приказ удерживать высоту. Покалъчук и Гутченко одновременно поднялись и с разных сторон бросились на амбразуру дота.)

• Где находится Солдатское поле, и что вы о нем знаете?
(Мемориал «Солдатское поле» находится в Городищенском районе Волгоградской области .)

Слово жюри.

сценарий Конкурсная программа Сталинградская битва

  1. Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы
  2. Мы играли в Паповоз. Сценарий ко Дню защитника Отечества для детей старшей группы и их родителей
  3. Мы помним всех тех, кто спас землю Русскую! Сценарий на День Победы
  4. Никто не забыт и ничто не забыто. Конкурс - классный час

Страница 3 из 9