Буратино учится вычитать
Задачи:
- формировать представление о вычитании как способе удаления из группы части предметов;
- познакомить со знаком «—»;
- закреплять представления о действии сложения, о звонких и глухих согласных;
- обогащать словарный запас антонимами;
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- игрушка Буратино;
- запись песни из кинофильма «Приключения Буратино»;
- произведение М. И. Глинки «Вешние воды»;
- репродукции пейзажей весны и зимы и соответствующая им мозаика;
- иллюстрации полевых и луговых цветов;
- конверт для письма;
- знак вычитания «—».
Школьные принадлежности:
- цветные карандаши,
- ножницы.
Шестое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (1—2 мин)
— К нам хочет прийти и заниматься с нами новый ученик. Догадайтесь сами, кто это. (Звучит отрывок песни из кинофильма «Приключения Буратино».)
— Правильно, это Буратино (демонстрируется игрушка). Он пропустил несколько занятий, поэтому давайте ему расскажем, что мы уже знаем и что умеем.
Повторение ранее изученного (2—3 мин)
Педагог начинает предложение, а дети продолжают:
— Мы с вами были в Царстве Великого Геометрика, он рассказал нам о свойствах фигур. По каким признакам могут. отличаться и быть похожими геометрические фигуры? (По форме, цвету, размеру.) См. здесь → Путешествие в Королевство Геометрика Великого
— Мы знаем, что звуки бывают... (Гласными и согласными.)
— Мышка и Мишка нам рассказали о том, что согласные звуки бывают... (Твердыми и мягкими.) А еще они бывают...
(Звонкими и глухими.) (Дети произносят 6 гласных звуков и изученные согласные звуки.)
— Буратино очень понравилось то, чем вы занимаетесь. Он раньше не ходил в школу и не знал, что здесь так интересно. Буратино тоже хочет стать таким умным, сообразительным и воспитанным, как вы. Возьмем его в школу?
Развитие речи (8—9 мин)
— К нам пришло письмо от жителей лесной полянки. (Детям предлагается вспомнить, какую пору года они рисовали и какие жители полянки им встретились.)
См. → На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки
Вот что они пишут: «Дорогие ребята! Над нашей весенней солнечной полянкой сгустились тучи — они спрятали солнышко. Стало хмуро и уныло, пошел снег. Помогите разобраться и расставить все на свои места. Заранее благодарим, лесные жители».
— Поможем лесным жителям разобраться и вернуть все на свои места?
Дети делятся на две группы: любители весны и любители зимы. Педагог показывает фрагменты из двух разрезных картинок («Зима», «Весна»).
Если этот фрагмент подходит зиме, то дети из команды любителей зимы хлопают в ладоши и забирают его (поэтому же принципу действуют любители весны).
Когда разобраны все фрагменты, дети складывают две картинки: «Зима» и «Весна».
Педагог предлагает составить предложения, используя слова противоположного значения. Педагог начинает, а дети продолжают:
Весной солнце светит ярко, а зимой... тускло.
Весной появляются разноцветные цветы, а зимой земля укрыта... пушистым снегом.
Зимой дует холодный морозный ветер, а весной... теплый легкий ветерок.
Зимой бывает метель, а весной... гроза.
Весной день становится длиннее, а зимой... короче и т. д.
Зимой мы катаемся на санках и лыжах, а весной... на велосипеде и самокате. И т. д.
(Педагог предлагает детям прослушать фрагмент произведения М. И. Глинки «Вешние воды» и выполнить движения под музыку.)
— О чем рассказывает нам это музыкальное произведение? К какому времени года эта музыка подходит больше всего? Что представлялось вам, когда вы слушали музыку?
Физкультминутка (2—3 мин)
Дети садятся на корточки, наклоняют голову и обхватывают руками колени, затем постепенно выпрямляются, встают на носочки и тянутся, насколько возможно, вверх, поднимая руки.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Но скоро вырасту большим —
До неба дотянусь.
Что это такое: сначала появляется из земли маленький, а потом вырастает? (Цветок.)
Вы любите цветы? Какие вы знаете цветы?
Звучит музыка, детям предлагается закрыть глаза и представить, что они оказались на цветочной поляне.
Цветочная поляна (10—12 мин)
— Какие цветы вам представились? (Дети перечисляют.)
— На нашей цветочной поляне растут такие цветы, как колокольчик, василек, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха и другие (демонстрируются цветы). Они такие красивые! Всем известно, что их лучше не срывать, а выращивать и любоваться. Почему? (Дети дают пояснения.)
Чтобы оставить приятные воспоминания о цветах, мы можем нарисовать цветочный ковер. Какого цвета бывают цветы? (Дети перечисляют.) Нам понадобятся голубой, красный, вишневый, фиолетовый карандаши.
Практическая работа
(рис.)
— Какой формы эти коврики? (Квадратной.)
— Из каких геометрических фигур они состоят? (Из треугольников и прямоугольников.)
— Сколько прямоугольников и треугольников? Что о них можно сказать? (Их поровну: 8 треугольников и 8 прямоугольников.)
— Какого они размера? (Маленького.)
— Сколько треугольников (прямоугольников) вы видите среднего (большого) размера?
Если дети затрудняются, то педагог помогает им найти треугольники (прямоугольники) и обвести пальцем по контуру,
— Первый коврик мы раскрасим голубым и красным цветом.
Педагог называет слово, если оно начинается со звука [г], то дети раскрашивают треугольник голубым цветом, а если со звука [к] — красным (слова: гараж, гвоздь, колодец, карандаш, галоши, грач, комната, крокодил).
Аналогичная работа выполняется со вторым ковриком: вишневый — [в], фиолетовый — [ф] (слова: фазан, ваза, волшебник, финик, валенки, факел, фата, варежки). Детям предлагается дать характеристику этим звукам: [г], [в] — согласные, твердые, звонкие; [к], [ф] — согласные, твердые, глухие.
Физкультминутка
— У нашего Буратино от таких красивых ковриков настроение стало веселым, бодрым, я ему захотелось танцевать. (Педагог включает ритмичную музыку и предлагает потанцевать.)
«Пальчиковая гимнастика» (см. здесь → На лесной полянке. Изучаем цифры и звуки )
Цветочная мозаика (10—12 мин)
Буратино очень понравился этот предмет (демонстрирует ножницы). Но он не знает, для чего он нужен? (Детям предлагается рассказать, для чего используют ножницы и вспомнить технику безопасности при работе с ними.)
— Мы с вами сейчас превратимся в волшебников. Из цветочных ковриков сделаем мозаику.
Дети разрезают первый квадрат на треугольники, а второй — на прямоугольники.
Мозаика готова, а теперь попробуем ее сложить.
(Дети складывают геометрические фигуры, приводя «коврик» в первоначальный вид. Полученный результат анализируется.)
Сколько треугольников в первом квадрате? Как образовалось 8 треугольников? (4 голубых и 4 красных.)
Каким знаком в математике обозначается действие сложение? (Знаком «+».)
Какой пример мы составили? (4 + 4 = 8.)
Какие еще примеры можно составить?
Детям предлагается из треугольников составить другие фигуры и соответствующие им примеры. Например, из 4 треугольников (2 красных и 2 голубых или 3 красных и 1 голубой) можно сложить большой квадрат и составить примеры: 2 + 2 = 4, 3 + 1 = 4.
Аналогичная работа проводится со вторым квадратом.
Физкультминутка «Буратино» (1—2 мин)
Буратино потянулся.
Раз — нагнулся, два — прогнулся,
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дидактическая игра «Поделись с другом» (10 мин)
— Буратино тоже хочет поиграть с вами в такую интересную игру. Давайте поделимся с ним фигурами.
— Сколько синих прямоугольников? (Четыре.) Подарите Буратино один прямоугольник. (Дети манипулируют фигурами.)
— Сколько осталось? Почему осталось три? Сколько было? Сколько красных треугольников?
— Подарите Буратино 2 треугольника. Сколько осталось? Почему осталось два? Сколько было? Как можно назвать действие, которое мы выполнили? (Отдали, отодвинули, отложили, убрали и т. д.)
Педагог дает детям высказаться и сообщает общепринятое название этого действия — вычитание. Затем он показывает обозначение этого действия (знак «—»). В первом случае мы составим пример: 4 — 1 = 3, а во втором: 4 — 2 = 2. Аналогично составляются еще 2—3 примера.
Подведение итогов, рефлексия (3—4 мин)
Пальчиковая игра «Птички»
Дети изображают, как летают птички. Затем «садятся на ветку» и вытягивают руки с растопыренными пальцами. По мере того, как читается стихотворение и «птички улетают», пальцы по одному сжимаются.
Пять птичек на ветке сидели.
Одна улетела, а четыре запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Одна улетела — и три их осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Одна улетела, а две остались.
Попели — напелись
И вдруг — разлетелись.
Какое действие вы выполняли? (Вычитание.)
Каким знаком оно обозначается?
С какими звуками вы познакомились? Дайте характеристику этим звукам.
Какие игры вам понравились больше, меньше?
Буратино было очень интересно, он узнал много нового и решил вместе с вами пойти в первый класс. Он приглашает вас потанцевать (звучит ритмичная музыка).